Минобрнауки Бурятии: «Строить новые сады нецелесообразно»

Родительская общественность раскритиковала власти за длинные очереди в детские сады

В конце минувшей недели в комитете по образованию администрации Улан-Удэ прошла встреча с родительской общественностью — уже вторая за месяц. На повестке дня все тот же вопрос: как пристроить своего ребенка в садик. Матери «непристроенных» ребятишек возмущались, чиновники, ответственные за «пристрой», оправдывались, краснея не то от жары, не то от стыда. О чем говорили и договорились стороны, в материале «МК» в Бурятии».

Родительская общественность раскритиковала власти за длинные очереди в детские сады

Все хорошо, прекрасные маркизы!

В тот день в администрации Советского района, где располагается городской комитет по образованию, собралось более 150 мамочек с отпрысками, которые по хорошему должны были находиться на попечении нянечек и воспитателей. Зампред комитета Любовь Цепкова напомнила родителям, что по указу пре-зидента России муниципальные власти должны были обеспечить всех детей в возрасте от 3 до 7 лет к 2016 году местами в детских садах: «Мы сделали это за счет альтернативных форм. К январю прошлого года в Улан-Удэ было создано 12740 мест для дошкольников. В этом году распределено 4307 мест».

Но соответствуют ли возможности потребностям? Вопрос на засыпку. Пусть, как заверяют чиновники, проектная мощность городских детсадов увеличилась до 24 тысяч человек за счет приобретения новых площадей, капремонта и оптимизации имевшихся. Пусть в бурятской столице функционирует 50 организаций дошкольного образования и 18 школ с дошкольными группами (а в обозримом будущем — и с ясельными). Но на сегодня общая очередь в Улан-Удэ составляет 12815 человек, а льготная — 6288, итого — 19103 человека, и каждый месяц она растет! А мамы и папы должны выходить на работу и больше не могут ждать. Им и предлагаются пресловутые альтернативные формы.

Во-первых, группы кратковременного пребывания, когда ребенок проводит в ДОУ 3-5 часов — с 8.00 до 13.00 или с 13.00 до 18.00 часов без спального места. Такие группы есть в 36 детсадах. Чтобы попасть туда, надо написать заявление и дождаться приказа.

— Во-вторых, это семейные группы. Дети преимущественно находятся в чьем-то доме или квартире, но ежедневно приходят в сады, бывают на мероприятиях и получают питание либо компенсацию за него, — продолжила Любовь Цепкова. — Такую может организовать любая из вас. Нужно собрать минимум трех детей — своих, родственников или друзей, обратиться в отдел дошкольного образования, подать установленный пакет документов, в том числе справку об отсутствии судимости, исследовать санитарные условия жилища и официально трудоустроиться в ближайший детсад: при наличии педагогического образования — воспитателем, при отсутствии — младшим воспитателем, получая зарплату и стаж.

В ожидании сада

Едва чиновники закончили выступления, мамочки завалили их вопросами. Они заявили: очередь движется в обратную сторону — к примеру, дошкольник был 7523-й по счету, а стал 15632-й — и потребовали объяснений.

— Не может быть! — изумились представители комитета. — Она сдвигается максимум на несколько позиций, если ребенок переходит из общей очереди в льготную или, наоборот, при снятии инвалидности. Укомплектование происходит через автоматизированный сервис ДОУ РБ, который отличается прозрачностью, конфиденциальностью и доступностью — за исключением мая каждого года, когда определяются свободные места и заводятся квоты. Неправомерных движений у нас нет. Никто не получает путевку вне системы.

— Но в 2016 году мои родственники приобрели ее за 50 тысяч рублей! — парировала одна из мам. — Теперь месяц-два их ребенок ходит в детсад и по полгода сидит дома, как только карантин начинается. Ни себе, ни другим!

— Давайте не будем говорить голословно! — призвала председатель комитета по образованию Ульяна Афанасьева. — Нужны конкретные данные — фамилия родных, название ДОУ, кто заведующая?

Как выяснилось, «с Дону выдачи нет».

— Никто не предоставит такую информацию, тем более вы сами прекрасно знаете, кто и где продает путевки, — был ответ.

— Если подобные факты подтвердятся, мы сами подадим заявление в управление безопасности администрации Улан-Удэ, — пообещала Афанасьева, признавшись, что две предприимчивых заведующих уже попали в руки следственных органов.

— Понимаю, что не хочется заявлять на своих знакомых, — прокомментировала присутствовавшая на встрече уполномоченный по правам ребенка в РБ Татьяна Вежевич. — Но можно обратиться на наш сайт или телефон доверия 8924-452-1080 и сообщить о таких нарушениях. Если они вскроются, последует серьезное наказание. Когда подобное случалось в школах, мы заставляли возвращать деньги — иногда и по 100 тысяч рублей — и требовали наказать директоров.

Тем временем страсти накалялись. «В суде мне сказали, что места якобы есть в группах временного пребывания в «Сэсэг» и «Зорьке». Но оказалось, что в одном саду мест нет, а другой вообще закрыт на ремонт», — пожаловалась Ирина Ткачева. «Мы с двумя маленькими детьми не потянем два частных сада. Может, отдавать приоритет тем семьям, которые находятся в более сложной ситуации?» — спросила Кристина Настникова. «А что, если переделать полупустой торговый центр в большой детский сад, раз уж дополнительные не создаются»? — предложил кто-то из родительниц. «Строить новые сады нецелесообразно: когда рождаемость упадет, они будут пустовать», — возразила начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Бурятии Татьяна Елистратова.

Она отметила также, что на 1 июня в Бурятии работало 24 частных лицензированных сада с родительской оплатой от 5 до 7 тысяч рублей в месяц. Сейчас, заметила она, рассматривается вопрос о введении с 2018 года компенсации для родителей, для детей которых не нашлось места в дошкольных учреждениях. Правда, сумма компенсации небольшая — всего 1,5 тысячи рублей в месяц. «Необходимо понимать, что дошкольное образование не является обязательным, в отличие от школьного», — пояснила Елистратова.

Детский омбудсмен Бурятии Татьяна Вежевич заметила, что некоторые встают в очередь в одно учреждение, хотя могут записываться сразу в несколько или вовсе не встают — и ждут, когда возле них построят садик и выдадут путевку туда. И тот, и другой подход в корне неверен.

Встреча чиновников с родительской общественностью не внесла ясности в проблему и понимания как ее решать, напротив, обнажив еще больше трудностей. Поэтому для начала было решено разобраться в каждом конкретном случае, индивидуально — в истории с каждым родителем и помочь им «всеми законными способами».

— Будем проводить комплектование, стараться выписывать путевки, поддерживать семейные группы и группы временного пребывания и рассказывать, как открыть частный сад.

Люди, которые остаются крайними в очередях, уверены, что толку от таких встреч — чуть. Но выбора у них нет, кроме того, который заставляет их обивать пороги чиновников и пытаться отвоевать «место под солнцем», пока их дети не достигнут школьного возраста. А потом нужда сама отпадет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 28 июня 2017

Заголовок в газете: Усушка и утряска

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру