Хотя Леонард Николаевич живет сегодня в Новосибирском академгородке, связи с родной школой и учениками не теряет. Он-то и рассказал Голикову потрясающую историю о том, как горстка учеников с помощью учителей и родителей сделали по сути первый в Улан-Удэ самодельный автомобиль. Поскольку никаких фотографий того времени не сохранилось, Голиков вместе с учителем Резановым нарисовали автомобиль по памяти в надежде, что кто-либо из участников тех событий, у кого могли остаться фото, газетные вырезки, свидетельства, откликнется на эту публикацию (адрес — glk_ud@mail.ru).
Они были первыми
«1957 год. В этом году отмечались знаменательные события в жизни советского государства. Во-первых, 40-летие Октябрьской революции. Во-вторых, в Москве летом открылся 6-й фестиваль молодежи и студентов. В-третьих, мало кто знал, что в этом году состоится полет первого искусственного спутника Земли.
А в тихом провинциальном городке Улан-Удэ после зимних школьных каникул в январе 1957 года десятиклассники сидели на уроке физики. Ученикам 65-й школы всегда везло на учителей-мужчин. Их в педагогическом коллективе было до половины состава. Вот и сейчас на уроке у Виктора Валентиновича Ангилейко произошло небольшое по меркам истории событие. Виктор Валентинович пришел на урок, как обычно, с раздутым портфелем. Закинул из него в подсобку пару найденных по дороге в школу шестерен и пружин, достал из этого же портфеля последний номер журнала «Техника — молодежи». Следует отметить, что учителя школы были людьми увлеченными. Под их руководством школьники строили и модель шагающего экскаватора (его возили в Москву на ВДНХ), и модели локомотивов с железной дорогой (школа тогда находилась в ведении железной дороги). Занятия в кружках вели В.В.Ангилейко — преподаватель физики и электротехники, и Николай Александрович Крашневский — участник войны, танкист. Он вел автодело и труды.
— Ребята, посмотрите статью в журнале! Люди сами уже настоящие автомобили строят, а не маленькие модельки, — сказал Ангилейко ученикам.
В декабрьском номере журнала «Техника — молодежи» за 1956 год была напечатана статья инженера Л.И.Лиса, работавшего в КБ авиаконструктора А.С.Яковлева, о том, как он с сыном построил из подручных материалов настоящий переднеприводный микроавтомобиль. В статье были приведены рисунки, фотографии и схемы, но не было подробных чертежей. Ребята из кружка железнодорожного моделизма, которым руководил Н.А.Крашневский, заинтересовались самой идеей.
Страшная война закончилась всего 12 лет назад. Страна постепенно, тяжело переходила к мирной жизни. До маленького сибирского городка война не докатилась, но тяготы послевоенной жизни были знакомы всем. А тут! Построить настоящий автомобиль, пусть маленький, но с настоящим бензиновым двигателем.
За работу взялись сразу. Директор школы А.М.Ковалевская пообещала помочь достать материалы. Мотоциклетный двигатель, колеса и еще кое-какие детали были приобретены через местное отделение ДОСААФ. И четверо парней, которым в мае 1957 года предстояло сдавать выпускные экзамены, буквально вцепились в работу.
Внешний вид автомобильчика нарисовал Леонард Резанов. Он отлично рисовал и чертил с детства. Его отец Н.П.Резанов был преподавателем черчения и рисования. Леонард рисовал автомобили своей мечты, заглядывая в случайно попавший к нему каталог американской промышленной выставки. Участие в работе принимали Анатолий Галактионов, Валерий Шевченко и Валерий Ликамидов. Общее руководство было на Н.А.Крашневском. В работах принимали участие и другие ученики школы, и даже родители. Например, все токарные работы выполнил отец Льва Петрова.
Особо нужно подчеркнуть, что из журнала была взята только сама идея и принципиальная схема автомобиля. А чертежи и эскизы всех деталей были полностью разработаны самими учениками и их учителем. Раму сварили из водопроводных труб. Кузов выкраивали из алюминиевых листов. Их удалось получить от шефов с авиационного завода. Цепь от двигателя ИЖ-49 вращала правое переднее колесо. Сама схема автомобиля была необычная. Передние колеса не были направляющими. Руль вращал через велосипедную цепь единственное поворотное заднее колесо. Автомобиль был трехколесным, как теперь называют такие машины — трициклом. При этом все колеса были с независимыми подвесками и амортизаторами. Тросовые тормоза действовали на передние колеса. Стояночный тормоз работал на заднее колесо. Заводился двигатель специальным рычагом под рулем. Руль был взят от полуторки ГАЗ-АА. Большого диаметра, солидный.
Технологии по изготовлению придумывали сами, на ходу. Когда потребовалось сделать закругленные углы кузова, все автомобилестроители лупили тяжеленным спортивным ядром по алюминиевой заготовке на школьной площадке, пока не получались приемлемые сферические выштамповки. Кузов собирался на алюминиевых заклепках и с помощью деревянных брусков и шурупов крепился к каркасу. Покрасили автомобиль в темно-зеленый, практически черный, танково-паровозный цвет. Другой краски после войны просто невозможно было найти.
Трицикл — гвоздь выставки
Ребятам и их учителю удалось собрать машину всего за четыре месяца, к началу ежегодной выставки технического творчества школьников. В то время она традиционно проходила в конце учебного года в мае- июне, в здании городского дома пионеров им. Постышева, на пере-крестке улиц Ленина и Куйбышева. Конечно, спешили, пришлось даже несколько ночей провести в школьных мастерских. Но успели. Перед отправкой на выставку автомобильчик бодро сделал несколько кругов по школьному двору. Директор школы сама проверила автомобиль на прочность. Солидная женщина посидела на водительском месте и довольная дала добро на транспортировку экспоната будущей выставки в дом пионеров. Доставлять машинку пришлось на грузовике, потому как улица Международная, где находится школа №65 (сейчас ул. Гагарина), представляла из себя проселочную дорогу с глубокой дождевой канавой посередине. Поэтому новинку самодеятельного автостроения просто пожалели. В помещение дома пионеров этот микроавтомобиль, несмотря на скромные габариты, ни в одну дверь старого купеческого дома не входил. Пришлось подавать его в дом через окно.
Выставка открылась. Ребятам нужно было успевать готовиться и сдавать экзамены в школе, находить время для дежурства экскурсоводами возле своего экспоната в доме пионеров. Для привлечения посетителей они воспользовались прогрессивным для того времени способом. У них были пластинки с очень популярными и модными мелодиями и песнями. Включалась радиола, и по запутанным переходам старого дома на звуки музыки посетители выставки оказывались у экспозиции школы №65. Еще в это время выпускники, как и многие школьники городка, успевали бегать на вокзал. В Москву на фестиваль шли поезда, и с пассажирами можно было обмениваться значками и сувенирами.
При закрытии выставки автомобилестроители были награждены грамотами и дипломом. Экзамены в школе сданы, получены аттестаты о среднем образовании. Дальше получилось грустно. Воодушевленные успешной постройкой первого образца, ребята решили и после окончания учебы продолжить работы по машине. Хотели сделать ее четырехколесной, с модной формой кузова. Хотели превратить трицикл в полноценный автомобиль. В ДОСААФе были приобретены новые колеса с дисками. Но в одну из ночей кто-то проник в помещение школьной теплицы, где временно хранилась машина. Новенький, еще не прошедший полную обкатку двигатель открутили и унесли. Следы вели на Лысую гору. Милиция ничего не смогла найти. Проект закрылся, руки опустились. Постепенно машина была разобрана и следы агрегатов потерялись.
Что было дальше
Ребята пошли по жизни каждый своим путем. Валерий Шевченко окончил Иркутский политех и всю жизнь проработал на Иркутском авиазаводе специалистом по прочности конструкций. Валерий Ликамидов окончил строительный вуз. Восстанавливал Ташкент после землетрясения. Умер в 2015 году в Иркутске. Анатолий Галактионов погиб совсем молодым, попал в аварию на мотоцикле.
Леонард Николаевич Резанов, отслужив в армии, недолго поработал на Улан-Удэнском авиазаводе и вернулся в школу №65. Стал продолжателем учительской династии. До самой пенсии был учителем труда, черчения и рисования. Вырастил несколько поколений нормальных мужиков. Сейчас на пенсии и живет в Новосибирском академгородке.
Остается добавить, что в том же 1957 году работник Улан-Удэнского авиазавода Шнайдер тоже построил автомобиль по схеме Лиса. Несмотря на помощь всего завода, его машина поехала гораздо позже, чем машина, построенная школьниками 65-й. В 1972 году другой работник Улан-Удэнского авиазавода, шлифовщик и рационализатор цеха 75, фронтовик Виктор Андреев построит двухместный трицикл с алюминиевым кузовом, который назвал «Кроха».