Возможно, под одним из самых затяжных конфликтов в истории Бурятии подведена черта

Почему Алексей Цыденов в «тункинском» противостоянии предпочел не занимать ни чью сторону

Расположенный почти в 500 километрах от Улан-Удэ Тункинский район Бурятии в ожидании перемен. Нет, с его руководством все в порядке — все сидят на своих местах, а до ближайших муниципальных выборов еще далеко, чтобы взвешивать шансы нынешнего главы района Ивана Альхеева или его оппонента, председателя райсовета Аламжи Сыренова. Точнее — вчерашнего оппонента.

Почему Алексей Цыденов в «тункинском» противостоянии предпочел не занимать ни чью сторону

Накануне Аламжи Сыренов сделал первый шаг к примирению, опубликовав обращение, адресованное не столько к своим соратникам, сколько к политической оппозиции, представляемой здесь Иваном Альхеевым. И теперь, «сложив оружие», ждет ответной реакции.

Готовность одного из лидеров общественного мнения забыть распри, разделившие Тункинский район на два противоборствующих лагеря, и направить высвободившуюся энергию в созидательное русло, была охотно растиражирована региональными СМИ. Новость о миротворческой деятельности председателя райсовета дошла, как говорится, до самых до окраин и вызвала в обществе волнительные чувства — то самое ожидание перемен, о которых прежде приходилось только мечтать. «Поступок, достойный мужчины», — так оценили шаг Аламжи Сыренова в социальных сетях.

Поводом для принятия обращения с призывом к примирению конфликтующих сторон стал недавний рабочий визит Алексея Цыденова в Тункинский район, в котором Аламжи Сыренов увидел «отличный шанс сделать единственно верный шаг — распрощаться с прошлым, чтобы сообща идти вперед». Этот благословенный туристический край, в котором политические проблемы тесно переплетены с экономическими, давно беспокоил руководство республики, однако разрешить застарелый конфликт мирным путем прежней администрации Бурятии никак не удавалось. Почему это удалось сейчас, и какую роль в примирении сторон сыграл Алексей Цыденов, разбирался корреспондент «МК».

Первым серьезным политическим испытанием для Алексея Цыденова стало урегулирование конфликта мэрии Улан-Удэ с бывшим уже руководством республиканской прокуратуры. Тот конфликт, спровоцированный, как и в Тунке, «субъективными факторами», уже готов был перерасти в открытую конфронтацию с использованием уличных протестов и компромата в СМИ. Эксперты, наблюдатели и непосредственные участники тех недавних событий ждали, чью же позицию займет и.о. главы Бурятии. Так, во всяком случае, время от времени поступал Вячеслав Наговицын, однажды публично высказавшийся в защиту Андрея Самаринова, рассорившего между собой большинство глав сельских поселений Тункинского района.

Но Алексей Цыденов воздержался от соблазна занять чью-то сторону, и остался над схваткой, найдя достаточно убедительные аргументы для обеих конфликтующих лагерей. В результате анонсированный уже митинг был отменен, а его организаторы «сложили оружие». Главный идейный борец с системой Аркадий Зарубин получил назначение в республиканском правительстве. А мэр Улан-Удэ, сохранив статус, свернул войну в средствах массовой информации, что не замедлило сказаться на хоть и не значительном, но, тем не менее, росте его в рейтинге мэров российских городов.

И вот — Тунка, предоставившая Алексею Цыденову еще один шанс проявить свою политическую волю. Накануне его визита в район глава местной администрации Иван Альхеев выступил с публичным заявлением, в котором призвал своих сторонников поддерживать курс новой республиканской власти. «...Мы должны пойти вперед вместе с действующим руководством республики, — писал он в своем обращении. — Меня часто ставят под знамена КПРФ и сенатора от Иркутской области Вячеслава Мархаева. Но я самостоятельный политик и отдаю себе отчет, что будущий глава должен иметь опыт управления в экономике, чтобы повести Бурятию вперед». Реакция Вячеслава Мархаева последовала незамедлительно. Формальный лидер бурятских коммунистов назвал своего мнимого соратника «иудой», чем вольно или невольно укрепил убежденность Ивана Альхеева в своей правоте. Отсюда, собственно, и началось единение сторон: в тот момент район благополучно избавился от грозящей ему перспективы стать своеобразной ареной для показательной схватки между Вячеславом Мархаевым и Алексеем Цыденовым. Оставалось только укрепить достигнутый результат, что и было сделано в ходе рабочего визита Алексея Цыденова в Тунку.

Визит этот был посвящен решению экономических проблем территории. В частности — центра притяжения туристов, некогда знаменитой здравницы всероссийского значения «Аршан», нуждающегося в модернизации и притоке новых посетителей. Именно здесь на встрече с профсоюзами, которым принадлежит курорт, и местной общественностью прозвучало предложение Алексея Цыденова о передаче «Аршана» в республиканский бюджет с последующим акционированием и поиском эффективных инвесторов, способных разработать такой вариант развития здравницы, чтобы, повысив качество услуг, сохранить доступными цены. То есть учесть интересы отдыхающих и жителей одноименного поселка, напрямую зависящих от этого «градообразующего предприятия».

По словам очевидцев, Алексей Цыденов на всех «тункинских» встречах находил нужные слова — и о том, что время для вражды закончилось, и что району нужны позитивные перемены. И что проблемы, мешающие развитию, будут обязательно устранены. Именно этот мотив стал самым человечным и в обращении Аламжи Сыренова: «…Убежден, что вместе нас собрало на эти встречи (с А.Цыденовым. — Ред.) не просто любопытство. Нас собрало желание что-то изменить, подвести черту под враждой, поскорее забыть о взаимных обидах, которые мешают нормально жить и работать на своей земле — на благо района и тех, кто нуждается в помощи и поддержке».

Кульминацией же визита стала закрытая встреча с районными депутатами и старейшинами, продолжавшаяся более трех часов. О чем шел разговор и какие страсти кипели за закрытыми дверями, точно не известно, но очевидцы рассказывают, что закончилась она на позитиве — аплодисментами всех участников встречи. Так в районе заговорили о переменах…

А уже через несколько дней Аламжи Сыренов призвал жителей Тунки к объединению: «Вражда вредит интересам людей, а ее последствия сказываются на самочувствии всей республики. Мы эту вражду начали — нам ее и прекращать», — говорилось в обращении одного из лидеров местной оппозиции.

Иными словами, конфликт близок к тому, чтобы рассосаться. Для этого, оказывается, вовсе не обязательно занимать чью-то сторону, если, конечно, не считать за таковую интересы простых людей, о чем, к слову, Алексей Цыденов недвусмысленно написал на своей странице в «Фейсбуке», подводя черту под одним из самых затяжных в истории Бурятии конфликтов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 12 июля 2017

Заголовок в газете: Миротворцы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру