Условный посетитель бурятской филармонии ездит на трамвае

Фестиваль «Голос кочевника», стартующий с 14 июля, станет завершающим аккордом филармонического сезона

Гости Бурятии искренне удивляются: откуда в провинциальном городе афиша уровня столицы России со звездными именами исполнителей классической музыки и джаза и этники? Между тем, начиная с 2013 года, Бурятская филармония организовала в Улан- Удэ выступление свыше десятка лучших оркестров страны.

Фестиваль «Голос кочевника», стартующий с 14 июля, станет завершающим аккордом филармонического сезона
23 июля 2016 г. Международный фестиваль этномузыки «Голос кочевников» в формате «Open air».

Такого не было за всю историю филармонии, ведущую отсчет времени с 1938 года.

Два пути

Два пути развития современной филармонии: традиционный — когда у учреждения есть свой симфонический оркестр и горожане слушают, главным образом, его концерты; и новый путь — когда филармония становится организацией-агентом, приглашающей артистов и выполняющей функции концертного зала.

Бурятская филармония 4 года идет по второму пути, выступая организатором концертов и open air-мероприятий самых разных музыкальных направлений. Визитной карточкой филармонии являются музыкальные фестивали. Байкальский рождественский фестиваль собирает зрителей зимой, весной проводятся фестиваль камерной музыки PIZZICATO и Пасхальный. Заканчивается концертный сезон одним из интересных в России worldmusic-фестивалем «Голос кочевников», который стал музыкальным символом Бурятии.

В последние годы гостями филармонии стали камерный ансамбль «Солисты Москвы» Юрия Башмета, «Виртуозы Москвы» и национальный филармонический оркестр России  Владимира Спивакова, государственный квартет им. А.П.Бородина, государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина, Московский камерный оркестр «MusicaViva», ансамбль «Questamusica» Филиппа Чижевского, ансамбль «Академия старинной музыки» Татьяны Гринденко, камерный оркестр Новосибирской филармонии. И многие другие коллективы и солисты, начиная от Вероники Джиоевой и  заканчивая Дмитрием Маслеевым…  Список впечатляет, но есть те, кому кажется, что филармония должна заниматься иной деятельностью.

К сведению критиков

«Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года», принятая правительством Российской Федерации в 2015 году, могла бы стать для некоторых критиков открытием. Она гласит: «В отличие от театров, репертуарная афиша филармоний формируется из новых программ, обеспечить которые собственными творческими силами невозможно. Даже в крупных филармониях, где представлены высокопрофессиональные коллективы, опора только на собственные ресурсы без приглашения ведущих солистов и дирижеров приводит к отрицательным последствиям (отсутствию конкурентной среды и мотиваций для профессионального роста творческих кадров, утрате критериев для сравнения и спаду интереса публики)».

При этом никто не говорит, что Бурятской филармонии не нужен свой симфонический оркестр. Очень нужен! Но для этого необходимы, во-первых, ставки (как минимум 40), а, во-вторых, профессиональные кадры, которых в Бурятии не хватает. Приглашать музыкантов из других городов и обеспечивать их жильем филармоническому бюджету не под силу. Однако, несмотря на отсутствие базового коллектива и финансовые сложности, Бурятская филармония подходит к формированию репертуарной политики системно, предлагая зрителю насыщенные событиями концертные сезоны, которые по достоинству оценивают не только улан-удэнцы, но и коллеги из крупных филармоний страны.

Вопросы финансирования

Классическая музыка стоит дорого. На какие деньги организуются фестивали и концерты филармонии, как именно они тратятся — информация открытая. Достаточно зайти на сайт bus.gov.ru. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности размещаются на сайтах всех учреждений культуры, включая филармонию.

Улан-Удэ, 12 июля 2012 г. IV международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников. Байкал-Бурятия». Выступает «Mokoomba», Зимбабве.

Чтобы обеспечить приезд известного артиста или коллектива, филармония заключает договор с его продюсерской организацией, договаривается о размещении, питании, занимается рекламой и продвижением концертов. Из 20 государственных учреждений культуры Бурятии 19 занимаются созданием локального продукта, а филармония предоставляет возможность увидеть и услышать то, чего в регионе нет. Это позиция министерства культуры Бурятии — показать широкой публике то, что дорогого стоит, но по сравнительно низкой цене.

Условный посетитель филармонии ездит на трамвае, на него ориентируется ценовая политика. К слову, в Улан-Удэ билеты на концерты Филиппа Киркорова или Григория Лепса, стоимостью до 7,5 тысячи рублей, забронированы с самого начала продаж. А зрители филармонии ждут доступных билетов на Спивакова и Башмета, и если цена поднимается выше ожидаемого, возмущенные граждане звонят в министерство. Иногда держать ценовой порог бывает очень непросто, потому что это обусловлено требованиями выступающей стороны. И это не стадион, как в шоу-бизнесе. Это зал на 400 мест. Или арендованный зал оперного театра, которому тоже нужно заплатить.

Вы любите работать бесплатно?

Почему нужно платить другим учреждениям культуры, ведь это же одна сфера? — спросит кто-то. Потому что все сотрудники государственных автономных учреждений культуры трудятся за заработную плату в рамках государственного задания. Если проводится дополнительное мероприятие, то штатные сотрудники не обязаны работать за ту же плату. Эта сверхурочная деятельность должна оплачиваться дополнительно. Если этого не делать, будут нарушены права работника. Поэтому осветитель, работающий дополнительно, должен получить плату за свой труд. Не понимая разницы между государственным заданием и субсидиями на иные цели, можно запутаться и, самое главное, запутать других.

Что такое госзадание?

Это то, что филармония, как государственное учреждение, должна провести обязательно. В 2016 году был дан 71 концерт, а, значит, государственное задание было выполнено в полном объеме. Все, что сверх, а это еще 60 концертов, было проведено дополнительно. В том, что мероприятий больше — это плюсы, а не минусы.

О штате и зарплате

Сегодня в филармонии работают 28 человек, включая технический персонал, уборщиц и водителей. Не секрет, что зарплата в сфере культуры не самая высокая. Если обратить внимание на ставки, имеющиеся в учреждениях культуры, то около трети из них вакантны. Почему? Потому что нужно выполнять показатели средней заработной платы, которые соответствуют «майским указам» президента. За счет этих вакансий людям повышают заработную плату, иначе работать было бы совсем невозможно. Таким образом, в штатном расписании той же филармонии существует все необходимое, но другое дело, что ставки эти вакантны. Среднесписочную численность коллектива филармонии можно узнать в тех же открытых источниках.

О стоимости «Голоса кочевников»

И, наконец, завершающий сезон фестиваль «Голос кочевников». Последние пять лет на него выделяли миллион рублей. В этом году в связи с развитием организаторы попросили три миллиона дополнительного финансирования, еще два миллиона — это планируемая выручка с билетов, которую еще не получили, но она уже включена в смету расходов. Устроители согласны — фестиваль должен большей частью финансироваться из спонсорских денег, но в Бурятии крупных компаний, способных финансировать фестиваль, давая сразу по миллиону, просто нет. Тут надо определиться, нужен этот фестиваль республике или нет. Если нужен, то кто должен помочь, если не республика? Ведь известность фестиваля растет, люди едут в Бурятию, планируя отдых так, чтобы он совпал с днями его проведения. А возможность отправиться в путешествие на природу, где звучит музыка со всего мира, есть далеко не везде. В Бурятии же такая возможность пока есть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 12 июля 2017

Заголовок в газете: Как бурятская филармония стала местом силы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру