Заслуженная артистка Бурятии Софья Гущина открыла школу актерского тренинга

Научиться держать себя естественно может любой человек с улицы

«Молодежка» она на то и «Молодежка», чтобы привлекать в свои стены тех, кому за 20, но еще нет 60, а на театральную сцену тянет так, что мама не горюй. Все спектакли отыграны, труппа свободна, руководитель в заслуженном отпуске, но чего-то все равно не хватает.

Научиться держать себя естественно может любой человек с улицы
Софья Гущина.

Летом театр словно погружается в состояние анабиоза, а его актерам уже не терпится на сцену.

Чтобы как-то скрасить вынужденное безделье и сделать людям приятное, было решено открыть школу актерского тренинга. Набрать людей с улицы, обучить, направить на путь самосовершенствования и по итогу устроить выпускной экзамен в виде небольшого спектакля, а может быть, и множеством миниатюр.

Ну, мы будем!

Софья Александровна встречает своих подопечных на пороге театра. Она всегда ждет до последнего и рада каждому ученику, ведь история с курсами длится уже несколько лет, а создать что-то определенное удалось только сейчас. На вопрос, зачем это все и какой толк в восьми занятиях, Гущина отвечает, что все дело в свободе, в возможности прийти к себе.

— Главное в этих тренингах это не стать звездой театра в один миг, а открыть для себя нечто новое, возможно, даже то, о чем ранее вы не догадывались. Почувствовать себя в пространстве, среди людей, быть более открытым, быть более эмоциональным, чувствовать этот мир, — говорит она.

В Улан-Удэ достаточно инертное среднее и старшее поколение, уверена Софья, но с одной поправкой.

— Если дело касается фитнеса и танцев, то тут люди понимают, что уже лето, надо о фигуре задуматься и идут в тренажерный зал. А тренинги по актерскому мастерству очень специфические, хотя тоже требуют физических упражнений. С другой стороны, у нас эта ниша в городе не занята, поэтому мы — первые, и знают о нас только наши знакомые и любители всего нового.

Александру 30 лет, он программист, бизнесмен (работает с частными клиентами), тренингов ждал больше и дольше всех. Так уж вышло, что 3 года назад он зашел в Русский драматический театр и спросил у охранника: «Дружище, не подскажешь, куда можно пойти, чтобы узнать о театральных курсах?».

— Мой вопрос, наверное, удивил охранника, — рассказывает Александр. — Охранник ответил, что таких курсов нет, но если очень хочется, то можно поговорить с Анатолием Баскаковым, художественным руководителем, он — поможет. Я поднялся наверх, встретился с ним, переговорил, и Анатолий Борисович дал мне номер Софьи Александровны, так что у меня телефон не просто так, а от самого Баскакова. Никаких тренингов в то время не проводилось, но мне сказали, что через год планируются, я ждал. Потом уже когда начались первые занятия, опоздал, группа была сформирована, пришлось ждать еще. И, как видите, дождался.

Начало занятий очень похоже на зарядку. Нужно расслабиться, настроиться на работу, выбросить из головы все лишнее, а движения делать медленно и плавно, чтобы не закружилась голова. Первое задание после разогрева — нужно просто ходить по сцене или, как говорит педагог, почувствовать пространство вокруг себя и окружающих. Интересен тот факт, что еще никто друг друга не знает, казалось бы, стандартное приветствие осталось на потом, как самая сладкая часть большого пирога. Если честно, то поначалу чувствуешь себя неловко, много незнакомых людей, всем нужно смотреть в глаза и следить за тем, чтобы не сбить кого-нибудь или не сбили тебя: сцена-то маленькая, приходится изворачиваться. Проходит минута, и ты уже начинаешь всем улыбаться, смотреть в глаза, понимая, что они находятся в такой же ситуации…

Внезапно по хлопку все останавливаются.

— Обратите внимание, какая дырень образовалась, — обращается к группе Софья. — Вы не должны кучковаться, исследуйте каждый уголок, думайте о том, что вы здесь не один, вы видите все, видите всех. Вам интересны все, заполняйте собой все пространство. Почувствуйте сцену, в дальнейшем это вам пригодится.

Ассоциации

Эта, казалось бы, совершенно детская игра отлично работает и со взрослыми, главное изменить правила. Для начала все должны сесть в круг, игра идет по часовой стрелке, смысл ее в том, чтобы, сохраняя быстрый темп, успевать вклинивать еще несколько повторяющихся фраз и передать эстафету соседу. Выглядит это примерно так: когда ты говоришь о цветах, я думаю о поле. А что ты думаешь, когда я говорю о поле? Когда ты говоришь о поле, я думаю о Льве Толстом. И начинаешь понимать, какой перед вами человек, читал ли он Толстого, и что вкладывает в понятие о любви? Для кого-то любовь это забота. А, например, собака — прыгающие на ней блохи. Атмосферу разряжает на раз, многие уже стараются произнести заученные слова с большим выражением, подбирая интонацию, громкость, подачу.

Главное в этих тренингах это не стать звездой театра в один миг, а открыть для себя нечто новое.
Начало занятий очень похоже на зарядку.

Ирине Ушаковой 34 года, десять лет она проработала в образовании, много путешествовала, участвовала в образовательных проектах, и после всего увиденного и прочувствованного начала писать стихи и снимать клипы. На тренинги пришла целенаправленно: чего-то не хватает внутри…

— Несмотря на то, что я пытаюсь сама создавать образы для клипов, после очередного просмотра своих работ понимаю, что мне многого недостает в творческом плане. Например, есть клип «Шахматная королева», где я читаю стихотворение, примеряя на себя образ самой королевы, но не отпускает мысль, что я недодаю зрителю что-то очень важное. Недавно узнала о Софье Александровне и долго думала, каким образом к ней попасть, человек я уже взрослый, времени поступать на заочное отделение у меня нет. А летние тренинги в самый раз.

Мизансцена

Мизансцена — это одно из средств, используемое в театре, способ полнее выразить основную мысль какого-то действа и сделать его более эмоциональным, показать отношение героев друг к другу. Последнее задание первого дня это словесная импровизация, двое выходят на сцену, каждому дается небольшая фраза, по хлопку оба начинают в произвольном порядке передвигаться в пространстве, по второму хлопку замирают, произносят в порядке очереди заученные слова.

— Сейчас все будет иметь значение, — поясняет Софья. — Где, в каком месте, в какой позиции, близко друг к другу, далеко ли, лицом к лицу, спиной, старайтесь уловить ситуацию и отреагировать на слова первого так, чтобы мы увидели чувства.

Витя и Илья начинают «прошагиваться» по сцене, они не спешат, каждый думает о своем, о своей фразе, которую он должен будет сказать. Витя поворачивается спиной, Илья смотрит ему вслед, раздается хлопок. Илье проще, он задает ситуацию.

В зале тишина, молодой человек всматривается в спину другого, щурится, чуть поворачивается, чтобы видеть профиль лица, и с иронией говорит. «Спасибо тебе. Страшно всех хочу видеть. Ведь черт знает, сколько лет!» (пауза). Витя не обращает внимания, разглядывает свою футболку и, указывая на джинсы, произносит: «Как думаешь, футболку лучше сюда?». По сцене прокатился смешок, но Софья Александровна перебивает зал и говорит: «Не сцепились, потому что фразы для вас были главными, вы думали о фразах, а не о своем партнере и о той ситуации, в которой вы оказались».

Все равно кажется, что девушкам проще, они более открытые, раскрепощенные, даже если и стесняются, то это может стать хорошим залогом для успешного выполнения задания, как это получилось у Светланы и Сони. Светлана — начальник офиса, ругает Соню — сотрудницу компании.

«Вы поумней ничего не придумали?» — и возмущенно указывает на беспорядок. «Ну это что-то такое там, на полу», — оправдывается Соня.

Для Светланы театр — детская нереализованная мечта. Она работает косметологом, а недавно стала увлекаться сетевым маркетингом. Тренинг, считает она, поможет ей лучше сходиться с людьми. «Всегда искала что-то подобное. Хочется позвездить, люблю внимание, — рассказывает девушка. — Конечно, очень хочется по окончании вместе со всеми поучаствовать в небольшом спектакле, группа собралась очень хорошая, энергетика тоже потрясающая».

Открытый финал

Курсы рассчитаны на один месяц, два занятия в неделю, итого восемь уроков, в конце выпуска проведут экзамен, это будет девятым — бонусным днем. Ребятам предстоит еще много увлекательных заданий, которые будут с каждым разом усложняться. Главное, чтобы было весело и радостно, говорит Софья Александровна.

— Первый раз — он всегда очень волнительный, никогда не знаешь, какая придет группа, как сложатся отношения, и я очень рада, что у нас все замечательно. Все нацелены на результат, пусть каждый на свой, но все-таки в едином порыве. А перед тем как всем собраться, в наш театр случайно забежал черный котенок — это тоже хороший знак. Надеюсь, что проект будет не одноразовым, и в конечном итоге все больше людей позволят себе БЫТЬ.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 12 июля 2017

Заголовок в газете: Позволь себе быть

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру