Член союза писателей России, почетный гражданин Иркутска, известный бизнесмен и меценат прокомментировал жалобу в прокуратуру по поводу установки новой скульптуры Даши Намдакова на острове Ольхон - древнего дерева с окаменевшей кроной и застрявшими там окатышами байкальской гальки. По его мнению, причина недовольства кроется в стремлении к пиару и в религиозных предубеждениях.
Напомним, на днях участник движения «За священный Байкал» Андрей Ершов написал обращение к прокурору Иркутской области, в котором рассказал об планирующемся установлении монумента высотой 7,5 метров на одном из мысов «несмотря на многочисленные протесты» жителей этого региона и Бурятии.
«Неизвестно, проводилась ли оценка воздействия на окружающую среду при его проектировании и экологическая экспертиза в его отношении, как требует федеральное законодательство», - написал общественник, заметив, что возведение скульптуры предполагается на земле, которая относится к Байкальской природной территории.
Однако Виктор Бронштейн, который выступает организатором проекта, сказал корреспонденту «МК, что уже десятки лет она де-факто является землей рекреационного назначения. «Каждый день туда приезжают сотни туристов, там стоят сотни машины. И если бы чиновники своевременно привели ее в соответствие с категорией (как предназначенную и используемую для отдыха и туризма), то никаких трудностей и претензий сейчас не возникало бы».
- Скульптура – не хозяйственный объект. Каким образом она может воздействовать на окружающую среду? Испарять бронзу? Давать вибрацию? – недоумевает Бронштейн. – В эти дни в Миниприроды России решается вопрос о необходимости экологический экспертизы для «Хранителя Байкала». И, скорее всего, будет заключение, что она не требуется.
Бронштейн заметил, что ни разу не выступал по вопросам культуры перед жителями Ольхона, а потому не мог заявить о выделении ему большого земельного участка на территории Прибайкальского национального парка и строительстве там этноцентра и других культурных объектов в последующем, как гласит жалоба. А вот администрация встречалась с ними. На общем сходе народ проголосовали за установку скульптуры.
Кстати, осуществляется она сугубо на частные средства. Поэтому мнение о том, что «организаторы проекта, не проводя широкого общественного обсуждения и прикрываясь культурными ценностями, рассчитывают лишь на получение государственных грантов и извлечения прибыли» - не более чем инсинуация.
- Видимо, благие дела не делаются без препятствий. Просто какое-то стремление не «пущать», - констатирует Виктор. – Мы считаем, что установка скульптуры Даши Намдакова привлечет внимание российской, а, возможно, и мировой общественности к сохранению нашего великого озера, что особенно важно в Год экологии. Кроме того, проект поддержан на уровне губернатора Сергеем Левченко и и.о. главы Алексеем Цыденовым. Думаю, лжезащитники просто пиарятся на этой истории.
Кроме того, у противодействия есть и религиозный подтекст. Автор жалобы говорят об «осквернении священного имени Байкала и оскорблению религиозных чувств местного населения» - мол, «Хранитель» не вяжется с традиционными ценностями и верованиями поморов.
Виктор Бронштейн отсылает к бурятскому эпосу, напоминая о наскальных рисунках далеких предков, представляющие собой произведение искусства, и предполагающие соответствующее отношение. «Искусство Даши Намдакова признано во многих христианских странах – например, его «Чингисхан» простоял в «Гайд-Парке» около двух лет. А сам скульптор толерантен к любой вере и неоднократно заходил в церкви вместе со мной».
Отметим, что скоро выйдет книга иркутского писателя под названием «От валютных мытарств до байкальского чуда Даши Намдакова», где не только рассказывается о культурных истоках этого образа, но и раскрывается жизнь скульптора, полная мистических событий.