Сергей Халаев: «Бурятии целесообразно приостановить соглашения с китайцами»

Возможно ли в Бурятии создание китайского анклава по типу Гонконга

Судя по первым соглашениям, в Бурятии основным и, скорее всего, единственным инвестором становится Китай. Именно Китай, а не китайские компании, поскольку государство жестко контролирует бизнес, в отличие от США и других развитых стран.

Возможно ли в Бурятии создание китайского анклава по типу Гонконга

Китайские инвестиции

Разница очевидна. Если в США частный инвестор действует на свой страх и риск, невзирая на политику государства, то заход китайских инвесторов — это государственная политика. Частному инвестору нет дела до населения, его интересует только прибыль. Главный интерес государства — население, направление инвестиций связано, в первую очередь, с ним.

Частные инвесторы США и других развитых стран развивали в Китае всякий бизнес, в том числе высокотехнологичный, но (!) не связанный с отводом земли или ресурсов. Государственная политика Китая должна отдавать предпочтения проектам, дающим возможность вывозить население.

Отличие китайских инвесторов от инвесторов из развитых стран простое. В 1998 году швейцарцы установили новое оборудование на улан-удэнском «Макбуре»: получилась современная компания с местными рабочими и продукцией. Например, в Краснодарском крае китайская компания арендовала землю (с китайскими рабочими и китайской продукцией), состояние земли после ухода китайцев ужаснуло губернатора Ткачева. Отдадим территорию на 50-100 лет, получим закрытое территориальное образование «чайнатаун».

Развитие Китая серьезно ограничивает недостаток ресурсов, в том числе земли. Рост благосостояния населения обуславливает рост потребности в высококачественном питании, которое в Китае просто невозможно обеспечить. Китай активно арендует земли, преимущественно в Африке, организуя производство плантаторского типа (китайские компании с китайскими работниками, для Китая). Теперь судьбу Африки разделит и Россия.

Китаю полезно было бы продать заводы, отдать строительство Мокской ГЭС, строительство доходного жилья с пропиской, дороги, словом, то, что позволит контролировать численность, и, соответственно, обеспечить занятость местного населения. Хорошо было бы отдать строительство доходных аграрных и лесных городков, полностью благоустроенных, как китайцы строят в Африке для своих работников. Но все это государству Китай невыгодно — не решает проблему вывоза населения.

В Сибири коммерческий туризм вообще невозможен, гораздо более богатые регионы выстроили, например, центры лыжных видов спорта, превосходящие западные аналоги, но и они простаивают. Причина проще некуда — мало населения, огромные расстояния. Китайский туризм — китайцы едут в китайские гостиницы с китайским персоналом китайских фирм, едят китайскую еду. Им не нужны ни наша еда, ни наши товары, ни наши сувениры.

Последний ресурс

После предыдущего правительства, отдавшего все недра, у республики остались только земля и лес. Сельское хозяйство в республике крайне рискованное, мелкотоварное и кустарное, без поддержки — убыточное. В этих условиях лес — последний ресурс, который можно обменять на что-то полезное. Например, с Белоруссией, Украиной, Узбекистаном — на технику, ткани, металлы, оборудование, станки и т.д.

Почему Китай рассчитывает продавать лесопродукцию в Европе, а мы — нет? Отдадим лес — у нас не будет ничего для собственного развития, будем отчитываться китайскими показателями, как сейчас отчитываемся показателями авиазавода.

Почему у правительства, Народного Хурала нет предложений по собственному развитию? Ведь еще живы люди, которые помнят, как работали мощный концерн «Забайкаллес», колхозы и пищевая промышленность, все это возродить технически нетрудно, пусть и небольшими темпами. Понятно, что и.о. главы Бурятии имеет собственное представление о развитии республики. Почему первый порыв — отдать китайцам?

Водоохранная зона Байкала

Это потенциально большая проблема для Бурятии. Требования к зоне настолько жесткие, что иркутяне, может, и смогут их выполнить, построив несколько небольших благоустроенных городов, а Бурятия точно нет. Между тем федеральный закон о «Территориях опережающего развития» (ТОР) допускает возможность изъятия земель и иного имущества в целях размещения объектов ТОР, т.е. в интересах инвестора (китайцев?).

Таким образом, не видно веских причин, по которым бы китайская экспансия была выгодна населению республики. Необходимо, наконец, начать хоть что-то делать самим, возрождать внутрифирменное и государственное планирование, строить собственные корпорации. Надо четко определить (публично) цели для населения Бурятии.

Целесообразно приостановить соглашения с китайцами, наладить обсуждение, вплоть до референдума, нельзя, чтобы такие территории отдавались одним волевым решением. Туризм стоит предоставить самому себе, на берегу хватает баз для небогатого внутреннего потребителя, акцент сделать на восточной медицине.

Хуралу и экономическому блоку правительства надо кардинально менять методологию и идеологию своей деятельности, само отношение к нуждам населения республики. Для начала за счет своих привилегий, зарплат, расходов на содержание аппарата, отказа от закупки роскошных автомобилей, оргтехники и т.п. могли бы собрать 750 млн руб. на запуск государственно-частной корпорации «Забайкаллес». А подтянув своих родственников и знакомых, сбросив накопления на акции, власть вполне может довести «Забайкаллес» до мирового уровня, особенно если учесть связи Алексея Цыденова с РЖД. Упритесь, поживите скромно несколько лет, приз не заставит себя ждать — настоящее уважение от народа.

Ради полноты картины следует (без энтузиазма) упомянуть об единственном варианте, при котором местное население выиграло бы с приходом китайцев. Это вариант создания анклава по типу Гонконга, плюс Хайнань. Когда более развитая страна заходит в менее развитую, население последней выигрывает (в экономическом плане). Появляются высококвалифицированные рабочие места, доступное наемное жилье, высокая зарплата, дешевые кредиты и техника под развитие бизнеса. Но и у этого велика цена — внутреннее китайское море (Байкал), ассимиляция местного населения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 19 июля 2017

Заголовок в газете: Славное море, китайский Байкал

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру