Голодовка за Мархаева: бабушка Валентина под дедушкой Лениным

Протестные акции коммунистов выдохлись на спринтерской дистанции

«Давайте сделаем это по-быстрому» . Так, пожалуй, можно охарактеризовать акции протеста, устроенные коммунистами против отказа в регистрации Вячеслава Мархаева кандидатом в главы Бурятии.

Протестные акции коммунистов выдохлись на спринтерской дистанции

Отказное главный бурятский коммунист получил 25 июля, а уже 28 июля 70-летняя Валентина Котовщикова, оказавшаяся единственным настоящим «мужиком» в окружении Вячеслава Мархаева, объявила о завершении трехдневной голодовки.

Бабушка стояла на площади Советов под памятником Ленину, обращая на себя внимание прохожих, а на ночь уходила домой. На «голодной» вахте ее сменяла другой доброволец с мужским характером — секретарь Советского районного отделения партии Нина Хандарова. Мужчины, тем временем, либо просто наблюдали, либо занимались настоящим делом — вели летопись события в социальных сетях, пытаясь придать этой истории значительный политический вес: «И ситуация, что 70-летняя бабушка в Бурятии объявила голодовку из-за «муниципального фильтра», дойдет до огромной аудитории», — писал на своей странице в Фейсбуке блогер Эрдэм Гомбоев, собирая под постами редкие лайки.

Ситуация «дошла», но с иным эффектом. В тех же социальных сетях люди недоумевали, как вышло, что на амбразуру за «красных» кинулись только женщины, из которых одна разменяла восьмой десяток лет и имеет букет различных заболеваний? Здесь напрашиваются аналогии с сюжетом русской народной сказки про хитрую лису и наивного волка. Помните, «Битый небитого везет»?

И далее у блогера: «Ситуация может выйти из-под контроля, если к голодовке подключатся люди в районах Бурятии. Они готовы на такой поступок независимо и даже против воли Мархаева», — раздувал он то ли фантазируя, то ли отчаянно подталкивая граждан к активным действиям. Как выяснилось, не подключились. И даже не готовы. Ни по воле Мархаева, ни тем более «против воли».

А как могло быть иначе? И о какой волне протестных акций можно говорить, если в девяти районах Бурятии даже среди депутатов-коммунистов не нашлось желающих отдать свою подпись в поддержку Вячеслава Мархаева, из-за чего, собственно, лидер «красных» и не прошел пресловутый «муниципальный фильтр». Совсем как с зависшей страницей в Интернете, которую забыли обновить. Если что и росло у Вячеслава Мархаева, пока он увлеченно менял кресла как перчатки (депутата НХ РБ, депутата Госдумы, сенатора от Иркутской области), то только не уровень народного доверия.

По оценке «Экспертного института социальных исследований» (ЭИСИ), подготовившего доклад об итогах выдвижения кандидатов в губернаторы, Вячеслав Мархаев с рейтингом в 6 процентов не «имел шанса попасть даже во второй тур», пишут «Ведомости». Отсюда тактика, предпринятая рядом кандидатов в губернаторы российских регионов принять «все правовые меры для непопадания в бюллетень», считают в ЭИСИ, поскольку «статус недопущенных… выгоднее образа проигравших».

Валентина Котовщикова и Валерий Кожевников.

Но чтобы «достойно» сойти с дистанции, не потеряв лица, тоже надо сильно постараться. Вот и Валентина Котовщикова на камеру летописца-блогера недоумевает, как так вышло, что старейшая партия с развитой структурой, ячейками, кабинетами, имуществом и «своими» депутатами умудрилась не пролезть через «муниципальный фильтр». Хороший вопрос. Потому что постаралась. Ведь, как опять же пишут «Ведомости» со ссылкой на ЭИСИ, «муниципальный фильтр» конкуренции не помеха, если кандидат проводит предварительную работу с местными депутатами», считают авторы доклада и приводят в пример эсера Дмитрия Ионина из Свердловской области. Про «муниципальный фильтр» местные СМИ трещали полгода, а потому времени, чтобы «поработать» с сельскими депутатами, было больше чем достаточно, если бы Вячеслав Мархаев действительно хотел этой борьбы.

Но могла ли знать о тайных планах «сильного мира сего» простая 70-летняя Валентина Котовщикова, ориентирующаяся на давно устаревшие данные? Она оказалась в этой истории случайным эпизодом, словно из другой, параллельной, реальности, которая могла бы произойти, но не произошла… А если без обиняков — наивной пешкой, которую не постеснялся выставить на жару реском КПРФ.

Неслучайными во всей этой истории были разве что одиночные пикеты с плакатами в поддержку Вячеслава Мархаева — они, в отличие от голодовки Валентины Котовщиковой, из этой реальности. В течение нескольких дней агитаторы оказавшегося не удел предвыборного штаба формального лидера БРО КПРФ слонялись по площади Советов с единственной целью оказаться в центре внимания и попасть в новостные сводки, желательно — федеральные, чем, собственно, объясняется дружная передислокация пикетчиков к автомобильной трассе на Бурводе, по которой за неимением других дорог к площади Советов передвигаются кортежи федеральных чиновников, приезжающих в Бурятию обсудить вопросы социально-экономического развития региона.

Но и этот запал прошел: протестные акции коммунистов выдохлись на спринтерской дистанции. Его хватило ровно на 6 процентов.

 

На пресс-конференции по поводу отказа в регистрации в качестве кандидата на должность главы Бурятии.

Вячеслав Мархаев.

Вячеслав Мархаев: — Сам же я нахожусь в официальном отпуске со вчерашнего дня (тут все зааплодировали). Мечтаю поработать в огороде, очень люблю это дело, как и плотницкие-столярные работы. Так что жизнь продолжается, несмотря ни на что, в том числе «муниципальный фильтр».

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 2 августа 2017

Заголовок в газете: Битый не битого везет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру