Дом, где обвалился потолок: подробности и причины происшествия

Суд в Улан-Удэ обязал мэрию восстановить сгнившее чердачное перекрытие

История старой пятиэтажки на Фрунзе, 11, где 18 апреля этого года на глазах изумленных хозяев обвалился потолок, шокировала многих. Дом, как и многие другие улан-удэнские дома, попал в программу капитального ремонта.

Суд в Улан-Удэ обязал мэрию восстановить сгнившее чердачное перекрытие
Кусок обрушившегося 18 апреля чердачного перекрытия.

Когда строители зашли на объект для ремонта кровли, в одной из квартир сразу в нескольких комнатах в прямом смысле этого слова рухнул деревянный потолок.

Несмотря на то, что жертв каким-то чудом удалось избежать, вопросы последовали. Самый главный из них волнует сегодня и фонд капитального ремонта, и мэрию, и строителей, а больше живущих на последних этажах горожан — по чьей вине жильцы Фрунзе, 11, едва не получили увечья в собственных квартирах. Мы встретились с главным инженером ООО «Дарханстрой» Михаилом Винтоняк, чтобы узнать подробности этой истории.

— Михаил, известно, что сегодня история на Фрунзе, 11, переместилась в судебную плоскость, обросла массой документов и толкований, так что первый вопрос такой — как все происходило на самом деле?

— Если следовать строго по документам, то 28 апреля 2016 года собственниками дома Фрунзе, 11, было принято решение о проведении капитального ремонта. Был утвержден перечень работ, в число которых входил ремонт кровли, но не чердачных перекрытий. По проекту выставленному на торги и переданному нам после заключения договора с фондом капстроительства в проекте были указаны плиты перекрытия, которые бывают в нашем регионе только железобетонные. Только после обрушения мы поняли, что перекрытие частично деревянное, т.е. над лестничными маршами железобетонные, а над квартирами деревянное. Обращаю внимание, что чердачные перекрытия над квартирами — это деревянные балки, скрытые от глаз толстым слоем шлака. Без специального обследования этих перекрытий организацией, имеющей соответствующий допуск, обнаружить на глаз биологические повреждения чердачного перекрытия под слоем шлака невозможно. Никаких документов и свидетельств того, что чердачные перекрытия повреждены, более того, находятся в аварийном состоянии, у нас на момент заключения договора с НО «Фонд капитального ремонта», то есть 22 марта 2017 года, не было. Сомневаться в невозможности ремонта кровли мы не могли, так как заказ на ремонт кровли был размещен фондом на официальном сайте закупок, был проведен открытый электронный аукцион. Мы зашли на объект и начали работы, когда 18 апреля нога нашего рабочего неожиданно провалилась в шлак. Мы зафиксировали этот провал, вслед за которым в расположенной ниже квартире рухнули перекрытия. И на сделанных снимках, и в вышедшем в этот же день телевизионном сюжете прекрасно видно, что обвалившиеся деревянные перекрытия в этой квартире сгнили до такой степени, что рассыпались в руках. Собственно сама хозяйка квартиры прямо в камеру говорит о том, что балки гнилые, могут обвалиться в любой момент.

— Из ваших слов получается, что люди жили буквально на вулкане, однако почему никто не жаловался и не требовал капитального ремонта именно чердачного перекрытия?

— После обрушения мы запросили и получили техпаспорт дома на Фрунзе, 11, который оказался 1960 года постройки. Чердачные перекрытия там выполнены из дерева. По нормам срок эксплуатации таких чердачных перекрытий составляет 25 лет, утепляющих слоев из шлака — 30 лет. Как было установлено, за всю историю Фрунзе, 11, капитальный ремонт на доме не производился. Сразу после обрушения 21 апреля 2017 года было проведено комиссионное обследование перекрытий Фрунзе, 11, куда был приглашен независимый эксперт ООО «Научно-технический центр «Сейсмострой». Обследование установило, что эксплуатация чердачного перекрытия происходит в аварийных условиях, его необходимо полностью менять. Экспертом были осмотрены все 26 балок чердачного перекрытия, из которых 13 (половина!) были повреждены гниением и грибком. Износ отдельных участков перекрытия достигал 80%, древесина половины осмотренных балок имела биоповреждения.

Ул. Фрунзе, 11.

Требовали ли жильцы пятых этажей у своей управляющей организации ООО «Жилищный участок-1» ремонта чердачных перекрытий, сказать не могу, но, как выяснилось, нормативы запрещают фонду капитального ремонта финансировать именно эти виды работ. В частности, с нами был заключен договор на ремонт крыши, а не чердачных перекрытий. По большому счету, мы как подрядчики, приходя выполнять работы на конкретный дом, находимся в точно таком же неведении, а что там, под крышей. Если бы, к примеру, тот наш рабочий не просто провалился по щиколотку в шлак, а упал бы в квартиру вместе с гнилыми досками, кто в данном случае понес бы ответственность за произошедшее?

— И кто?

— На сегодня по иску прокуратуры Советского района судом первой инстанции вынесено решение обязать администрацию г. Улан-Удэ произвести капитальный ремонт чердачного перекрытия многоквартирного дома по Фрунзе, 11, ввиду социальной значимости проблемы в месячный срок со дня вступления решения в законную силу. Было установлено, что капитального ремонта дома на момент первой приватизации дома, то есть в 1992 году, органами местного самоуправления не проводилось. Решением комитета по управлению имуществом и землепользованию Улан-Удэ в 2006 году Фрунзе, 11, был исключен из муниципальной собственности вновь без проведения ремонта.

Администрацией г. Улан-Удэ в настоящее время подана апелляционная жалоба ввиду того, что решение суда не подкреплено допустимыми доказательствами о необходимости проведения капитального ремонта на дату первой приватизации в доме.

Существует также акт расследования причин аварии от 4 мая 2017 года, где указано, что причиной обрушения стала потеря несущей способности щитов наката чердачного перекрытия вследствие того, что балки и щиты были повреждены плесенью и грибком. В данном акте указано, что эксплуатирующими жилой дом организациями не выполнялись мероприятия по содержанию и ремонту кровли, что и привело к неудовлетворительному содержанию чердачного перекрытия.

— Хорошо, но почему фонд капитального ремонта, который заключил с вами договор на работы, узнал обо всем этом не тогда, когда принимал заявку от собственников, а когда потолки у собственников рухнули? Если за состоянием дома должна была следить управляющая организация, получается, она и должна возместить собственникам причиненный вред.

— Управляющая организация, а вместе с ней республиканская служба Госстройжилнадзора, которая должна контролировать деятельность управляющих организаций, заняли странную позицию. Несмотря на то, что сама хозяйка пострадавшей квартиры признает, что балки сгнили, она имела возможность держать их в руках и убедиться в этом обстоятельстве лично, тем не менее на сегодня собственник подал иск в суд к нашей организации, доказывая, что это мы стали причиной обрушения потолка в ее квартире.

— Спасибо за информацию. Мы будем следить за развитием событий.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 9 августа 2017

Заголовок в газете: Без крыши

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру