Куда делся 1 миллиард рублей, заработанный «Дылачой» от имени и для эвенков

Как на самом деле ликвидировалась семейная община

Наверняка об истории возникновения, бурной двадцатилетней деятельности и ликвидации самой известной в России семейно-родовой общины (СРЭО) «Дылача» когда-нибудь напишут книги. Когда-нибудь заинтересованные лица поднимут документы и ответят общественности на вопрос, что это такое было.

Как на самом деле ликвидировалась семейная община

Чем владела самая известная в Российской Федерации СРЭО, каков был ее годовой оборот, каковы социальные обязательства перед своими членами и почему для того, чтобы добывать в Бурятии нефрит, обязательно нужно было придумать эвенкийскую легенду.

«Дылачу» создали не эвенки

Если представлять эвенков как тех, кто живет далеко в тайге, охотится и смыслом своей жизни считает единение с природой, то совершенно точно, что никто из учредителей и членов общины «Дылача» этими наклонностями никогда не обладал. Исключительно все ходили в европейских костюмах, разговаривали на русском, оленей видели разве что на картинках, а жить предпочитали даже не в благоустроенных домах, а в городах-миллионниках.

К примеру, в материалах дела СРЭО «Дылача» можно найти справку о родителях самой известной в Баунтовском районе семьи. Исходя из этой справки, отец Туракиных Михаил Андреевич был председателем колхоза «Заветы Ильича», а мать Мурашева Нонна Николаевна — русская учительница сельской восьмилетки. И Андрей Туракин, и его младшая сестра Татьяна получили высшее образование в Улан-Удэ, одевались в европейские костюмы и вели традиционный для горожан образ жизни. Все, кто знал Туракиных, утверждали, что до «Дылачи» ни про какую эвенкийскую кровь в их окружении никогда не было и речи.

Все, кто когда-либо встречал учредителей «Дылачи», никаких особых эвенкийских привязанностей у них не наблюдал. Насколько можно судить по документам, все споры между учредителями или рядовыми членами общины возникали совсем не на философские темы, как жить эвенкийскому народу дальше, а из-за денег. Именно дележ капиталов в конце концов привел одного из учредителей общины Михаила Степанова в правоохранительные органы. Показания Степанова и стали основными обвинениями в деле ликвидации СРЭО.

Михаил Степанов и сегодня остается самым осведомленным человеком насчет «Дылачи», поскольку, в отличие от Туракиных или того же Павла Суляндзиги (бывший главный эвенк России), не смог вовремя покинуть пределы Бурятии-России. Степанов оказался фигурантом громкого уголовного дела, также имеющего отношение к нефриту. Более того, Михаил Степанов долгие годы наряду с братом и сестрой Туракиными был не просто третьим учредителем СРЭО «Дылача» (по закону учредителей в общественной организации должно было быть не менее трех) и имел 33,3% ее уставного капитала. Степанов долгое время возглавлял фирму ООО «Эксим», которая собственно и занималась в общине добычей и продажей нефрита.

Что рассказал Степанов на суде

Как известно, в 2007-м Михаила Степанова по неизвестной причине исключают из дружных туракинских рядов, следом за чем в правоохранительные органы отправляется письмо о противозаконности всего происходящего в СРЭО. Михаил Степанов писал о том, что при исключении из «Дылачи» ему не выплатили положенную по закону долю в имуществе общины. Он якобы даже не знал, что не является больше учредителем «Дылачи», а фирма ООО «Эксим» без его ведома осуществляла махинации за его, Степанова, подписью.

Уже позже на суде по поводу ликвидации «Дылачи» Степанов утверждал, что Туракины с самого начала и не планировали развивать традиционные эвенкийские промыслы. Никаких эвенков в СРЭО никогда не было, хотя официально там было трудоустроено более сотни человек. Само собой, что на горнодобычу, взрывные работы, управление сложной техникой стоимостью до 10 млн рублей нанимались профессионалы. Цель Туракиных была одна — пользуясь льготами для СРЭО, вести сверхприбыльную коммерческую деятельность, а всю прибыль класть себе в карман. Если бы учредители выполняли то, что прописали в уставе «Дылачи», то бурятские эвенки к 21-му веку были бы богаче, чем арабские шейхи. Во всяком случае, каждый наш эвенк уж точно владел бы стадом оленей, в совершенстве знал эвенкийский язык и ходил в расшитом бисером халате не по праздникам, а каждый день.

Андрей Туракин.

Вместо этого, как утверждал Михаил Степанов, Татьяна Туракина большую часть своего времени жила в элитном районе Москвы, Андрей Туракин — в Китае, где проигрывал в казино Макао миллионы, и никто из них в родном Баунтовском районе не появлялся годами. Благотворительный фонд «Татьяна», основанный в 2003 году, на самом деле тратил на эту самую благотворительность копейки по сравнению с тем, что реально получала «Дылача» от добычи нефрита. Сколько зарабатывала «Дылача», Степанов не сказал, но утверждал, что только в рамках расследования уголовного дела на складах общины было арестовано более тысячи тонн светлого нефрита стоимостью от 100 млн долларов.

Миллиард для «Дылачи»

Могли ли эвенки хотя бы в рамках Баунтовского района стать с помощью «Дылачи» самой обеспеченной категорией населения и осуществить мечту всех малочисленных народов мира. Мог ли Андрей Туракин, одной рукой управляя дотационным Баунтовским районом, а второй суперрентабельной общиной, превратить жизнь хотя бы отдельно взятого населенного пункта в образцово-показательную сказку. Нехитрые математические подсчеты говорят о том, что мог.

Как свидетельствуют документы, объемы добычи СРЭО «Дылача» нефрита-сырца росли ежегодно, что говорило о серьезных вложениях в бизнес. По сведениям Бурятского филиала ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу», общее количество добытого общиной за весь период 1994-2012 гг. нефрита составляет 3 870 400 кг, или около 4 тысяч тонн. К примеру, только два контракта на поставку нефрита-сырца, заключенных между СРЭО «Дылача» и торгово-приграничной компанией с ограниченной ответственностью «Чжен Хуа» (КНР) в 2006 и 2007 годах, были подписаны на общую сумму в 960 тыс. долларов США. 960 тыс. долларов, конечно, не 100 млн, но тоже много. Если умножить на тогдашний курс доллара (27-28 рублей), то получится примерно 26 млн рублей.

Объемы с каждым годом росли, равно как и стоимость сырья. Налоговые декларации, подаваемые СРЭО «Дылача» по налогу на добычу полезных ископаемых, свидетельствуют, что в 2011 году официальная выручка от реализации только одного нефрита (а «Дылача» добывала еще и золото) составила более 72 млн рублей, а общие доходы в том же году превысили 192 млн рублей. В 2012 году выручка от реализации нефрита составила более 109 млн рублей, а общая сумма доходов — более 178 млн руб. Если взять в среднем доход «Дылачи» примерно в 50 млн рублей за год и умножить на 20 лет, получим 1 млрд рублей. Миллиард, заработанный от имени эвенков, как будто бы руками эвенков и во имя эвенков.

Кому достались остатки «Дылачи»

Для Баунтовского района, где проживает сегодня 656 эвенков и 8 тысяч прочего населения, «Дылача» могла бы стать Клондайком. На миллиард, полученный «Дылачой» из недр родины, можно было бы осуществить мечту Михаила Степанова и купить каждому эвенку в Россошино и Усть-Джилинде по стаду оленей. Можно было бы каждый год возить в Баунт лучших педагогов института народов Севера и добиться того, чтобы каждый наш эвенк умел изъясняться на эвенкийском. Пусть даже манифестанты в защиту «Дылачи» на площади Революции почему-то все время говорили о том, что они не хотят пасти оленей, а хотят работать, как все, иметь гарантированный кусок хлеба и учить детей в престижных вузах страны. В конце концов, следуя желанию народных масс, можно было бы просто раздать народу деньги в виде некоего эвенкийского ваучера и тем хоть как-то оправдать славное имя «Дылачи». В конце концов, ожидалось, что если это не сделали вопреки своим уставным целям плохие Туракины, то это непременно сделают наши власти, взявшиеся восстановить на бурятской земле букву закона и разобраться со СРЭО «Дылача» раз и навсегда. Ведь после ликвидации «Дылачи» у общины осталось немало движимого и недвижимого имущества, добытого сырья, дебиторской задолженности и прочих активов, которые могли бы послужить на благо эвенкийского народа. Однако и здесь счастье странным образом прошло мимо бурятских эвенков. Кому же после утверждения ликвидационного баланса общины достались богатства «Дылачи»?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 9 августа 2017

Заголовок в газете: Афера века. Часть 2

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру