Байкальский образовательный форум как зеркало образовательной политики в Бурятии

В республике после трехлетнего перерыва возобновят проведение БОФ

4 октября 2017 в 06:39, просмотров: 954

Месяц назад информационное агентство России ТАСС сообщило, что с 2018 года в Бурятии возобновит работу Байкальский образовательный форум (БОФ). Об этом сообщил временно исполняющий тогда обязанности главы Бурятии Алексей Цыденов.

Байкальский образовательный форум как зеркало образовательной политики в Бурятии

«Мы с Сергеем Сергеевичем (Кравцовым, главой Рособрнадзора) обсуждали это и вчера, и сегодня. В следующем году мы форум проводим», — сказал он журналистам после пленарного заседания республиканской августовской конференции работников образования.

Зачем нужны форумы

Как одно из самых масштабных образовательных событий в стране, БОФ был рожден с мыслями о будущем, выдержал первые экспертные отзывы, дорос до международного уровня и обрел своих поклонников. Однако в 2015 году в условиях грянувшего кризиса деятельность форума была приостановлена, и в недрах местного педагогического сообщества возникли ощущения, что всем нам стало чего-то не хватать. Педагогам — драйва, управленцам — вызовов времени, журналистам — свежих новостей от первых лиц образовательной политики, а жителям республики — той самой уверенности, что наше образование качественное.

Зачем регионам нужны подобные форумы и другие аналогичные события? Примитивная торгашеская логика, что, мол, деньги «отобьются» за счет туристов и продажи билетов — здесь явно не работает. Что взамен? Взамен — образ страны и региона, авторитет в той сфере, в которой проводится форум. Это аксиома, так живет весь мир. И надо признать, благодаря БОФу вся Россия узнала о Бурятии как образовательном регионе, месте, где проходят экспертные и общественные обсуждения направлений развития образовательной политики. А известность, авторитет, позитивный образ республики как образовательного региона, безусловно, помог Бурятии и в привлечении в том числе финансового ресурса.

Три бюджета республики

Инновационный потенциал и механизмы результативности закладывались в республике еще задолго до начала БОФа. В 2006 году здесь стартовал нацпроект «Образование», по большому счету развернувший общество к проблемам школы. Каждый год в течение ряда лет минобразования и науки РБ путем конкурсного отбора определяло 29 школ-победителей, которые приказом минобразования и науки РФ получали в течение нескольких лет господдержку по 1 млн рублей. С того же 2006 года до сего времени учителя получают ежегодно по 200 тыс. руб. из федерального бюджета и 50 тыс. руб. из республиканской казны. Всего по данной программе на поддержку лучших учителей в республике было направлено 63,2 млн руб. Господдержку получают также представители талантливой молодежи, которые ежегодно награждаются премиями от 30 до 60 тысяч рублей. За шесть лет действия проекта такую премию получил 361 человек.

В 2007 году, когда министром образования и науки Бурятии был легендарный ныне Сергей Намсараев, а общее образование координировала Евгения Чимитова, Бурятия приняла участие во всероссийском конкурсе на реализацию комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Всего на реализацию КПМО в Бурятию поступило 523,5 млн руб (плюс 210,5 млн рублей от республики), благодаря чему начались мероприятия по оснащению школ интерактивными досками, компьютерами, мультимедийной аппаратурой и прочей современной техникой. Непосредственным исполнителем по подготовке конкурсного проекта и генератором идей по дальнейшей реализации проекта стала консультант, а затем и начальник отдела дошкольного и общего образования профильного министерства Бурятии Татьяна Будаева.

Только в 2010 году в республике было построено 10 школ, 11 детских садов и 1 профучилище с выделением финансовых средств из федерального бюджета в объеме 1,6 млрд руб. В 2011-2013 годах бюджету Бурятии на модернизацию общего образования была предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 120 млрд руб. (!). Именно тогда в сельских поселениях школы стали выделяться своими новыми крышами и отремонтированными фасадами, стали отвечать своему назначению как социокультурного центра. Помимо строительства деньги пошли, в том числе, и на повышение квалификации руководителей и учителей, без должной подготовки которых ни о какой «новой школе» нечего было и думать. Если сложить все вышеприведенные цифры, то получится сумма, по крайней мере, раза в три превышающая нынешний республиканский бюджет.

Школа как социальный лифт

Из множества событий тех лет особенно запомнилась идея Александра Адамского о школе кадрового резерва. Тогда же прозвучала идея БОФа, принадлежащая министру образования и науки Бурятии Алдару Дамдинову, которую далеко не все в Бурятии встретили «на ура». В 2009 году был организован конкурс профессионального мастерства «Педагогическая элита», позволивший предъявить широкой общественности имена лучших учителей и управленцев системы общего образования республики. В 2013-2015 годах республика одержала победу во всероссийском конкурсном отборе регионов, осуществляющих государственно-общественное управление образованием. Как победитель Бурятия получила 56 млн рублей, сразу же направленных на создание 50 республиканских стажировочных площадок. Только в 2014 году стажировками было охвачено более 1679 человек, которые не только научились сами, но и провели выездные стажировки в 16 регионах и за рубежом. Научно-методическое сопровождение данного проекта осуществлял Бурятский институт образовательной политики, которым руководила д.п.н. Галина Фомицкая, ныне первый замминистра образования и науки Бурятии. В это же время стартовал проект билингвального образования на дошкольном уровне. 10 пилотных садов смогли прошлым летом продемонстрировать результаты проекта зарубежным стажерам.

На работу в Москву были приглашены бывший специалист комитета по молодежной политике Иван Трифонов, завуч улан- удэнской гимназии №33 Елена Петряева, директор прогимназии №108 г. Улан-Удэ Наталья Шадрина. Бывший зампредседателя комитета по образованию г. Улан-Удэ по экономике Елена Бондаренко работает ныне в департаменте образования г. Москвы. Два года назад к ним присоединилась бывший директор гимназии №14 Наталья Митряева, получившая приглашение возглавить образовательный центр нового Московского округа. Бывший руководитель регионального координационного центра Worldskills Russia в Бурятии Александр Калинин сегодня — директор регионального координационного центра союза «Ворлдскиллс Россия» в Орловской области. Начальник отдела общего образования минобразования и науки РБ Татьяна Будаева в 2015 году была назначена в Москве замначальника управления Россотрудничества. Сегодня она — первый секретарь посольства России в Монголии, замруководителя представительства Россотрудничества в Монголии.

…Понятно, что после выборов главы Бурятии разные сообщества претендуют на руководящие посты в правительстве, разгорелась конкуренция за место министра образования. Судя по зубодробительным, малоубедительным аргументам, в основном, как всегда, мы наблюдаем «драку нытиков». Смешивая в кучу слухи и мифы, конкуренты действуют по принципу «все было плохо, а приду я, все будет хорошо». Но выбор руководителя — это, прежде всего, выбор направления, ориентиров, один из которых назван — БОФ. Форум состоится в 2018 году и уже известна дата — 15-18 августа.

Вслед за форумом логично выстроятся другие ориентиры, и как знать, возможно, Бурятия снова станет законодателем образовательной моды и увеличит свою привлекательность. Кто же в здравом уме и твердой памяти этого не хочет?




Партнеры