Общественники объявили в розыск бесследно исчезнувший в Улан-Удэ краеведческий музей эвенков

Мария Бадмаева: «Мы загрузили экспонатами две машины, их арестовали и увезли в неизвестном направлении»

Серия публикаций о семейно-родовой эвенкийской общине «Дылача» вызвала немалый интерес у тех, кто имел к этому даже самое отдаленное отношение. В который раз правы оказались те, кто утверждал, что история «Дылачи» оставила после себя слишком много вопросов, чтобы считать ее законченной.

Мария Бадмаева: «Мы загрузили экспонатами две машины, их арестовали и увезли в неизвестном направлении»
Мария Бадмаева.

Один из таких вопросов — куда делся краеведческий музей эвенков, торжественно открытый в марте 2011 года в здании на Цивилева, 9.

Подозрительная странность уже этой истории заключается в том, что приобретались культурные ценности в музей не только на деньги Туракиных. Присутствовавший на открытии краеведческого музея тогдашний министр культуры Тимур Цыбиков в своей приветственной речи подчеркнул, что этот первый частный музей в Бурятии создавался в том числе и при поддержке государственных музеев. Музей работал, его посещали сотни туристов и жителей республики, его показывали по телевизору, о нем знали все музейные работники, однако никто, включая Тимура Цыбикова и депутатов Баунтовского района, почему-то публично никогда больше не задались вопросом — а куда все исчезло?

В поисках музея эвенков мы встретились с создателем экспозиции, бывшим экскурсоводом, председателем национально-культурной автономии эвенков Бурятии Марией Бадмаевой.

— Мария Бодоуловна, где музей? Когда вы в последний раз видели экспонаты и что знаете об их судьбе?

— Я была инициатором создания краеведческого музея эвенков. В Багдарине есть похожий музей, но было принято решение, что музей эвенков должен находиться и в Улан- Удэ, который позиционирует себя туристическим центром, и мы принялись за работу. Я лично собирала экспонаты, для чего немало ездила по стране. Экспонаты были привезены в том числе и из Забайкальского края, Иркутской области, Красноярского края. Большей частью они закупались при финансовой поддержке ре​гионального общественного фонда развития народов Севера Бурятии «Татьяна». С Северобайкальского района мы привезли чучела медвежонка и рыси, которые разместили в лесном уголке, где расположилась экспозиция, имитировавшая традиционное жилище эвенков, быт семьи. Рукодельницам были заказаны обшитые бисером дорогостоящие национальные костюмы — мужской, женский, два детских. Вход в наш музей оберегали духи, мужской и женский, имелась коллекция кумаланов — меховых ковриков, большую часть из которых музею подарили. В общей сложности было собрано более 300 экспонатов, в том числе архивные документы, предметы домаш​него обихода, национальная одежда, изделия из меха, бисера и дерева, орудия труда, охотничье снаряжение эвенков.

— Какие экспонаты вы бы назвали самыми ценными?

— Думаю, самыми ценными были картины, специально заказанные региональным общественным фондом «Татьяна» известному бурятскому художнику Солбону Ринчинову в соавторстве с художником Евгением Болсобоевым. Так в музее появились три картины (триптих) больших размеров. Там художники изобразили охоту, рыболовство, ведение домашнего хозяйства эвенков, обряды и обычаи нашего народа, например, праздник Больдер. На Цивилева, 9, Туракины выделили под музей две комнаты общей площадью 63 кв.м, оснастили их музейным оборудованием — стеклянными стеллажами, подсветкой. Это был настоящий музей, который посещали иностранные туристы, гости столицы, школьники, жители республики. Я на общественных началах проводила там экскурсии.

— Что случилось дальше?

— После вооруженного захвата здания доступ в музей был прекращен, всем в здании распоряжался некто Павлов. Я стала ходатайствовать, чтобы мне разрешили забрать экспонаты. Целый год я ходила по кабинетам, пока в 2014 году не получила разрешение. Мы загрузили экспонатами две машины, но когда они стояли во дворе, их арестовали и увезли в неизвестном направлении. Куда бы я ни приходила, никто ничего по этому поводу пояснить мне не мог. Больше в здании на Цивилева, 9, я не была.

— Почему вы уверены, что музей можно восстановить?

— Потому что совсем недавно бывший завхоз с Цивилева, 9, позвонила мне и попросила забрать музейные вещи. Когда я приехала, увидела чучела медвежонка и рыси. Медвежонок смотрел на меня с такой обидой, словно хотел сказать, как вы могли нас бросить. Сейчас они находятся у меня, и с этими чучелами у меня появилась надежда возродить краеведческий музей эвенков. Я надеюсь, что другие экспонаты — оленьи шкуры, статуэтки, кумаланы — лежат у кого-нибудь в сараях вместо того, чтобы служить людям. Когда я начала расспрашивать бывшего завхоза, откуда у нее чучела, где они были все это время, она ничего толком объяснить не могла, кроме того, что они были в частном доме, а потом, видимо, надоели и их вернули. Поэтому мы просим всех, кто по какой-то причине сегодня обладает экспонатами нашего краеведческого музея, верните их нам.

Когда в сентябре этого года мы участвовали в фестивале «Караван дружбы», самым популярным стал наш эвенкийский уголок, потому что там я выставила медвежонка и рысь. Не только дети, взрослые хотели не просто потрогать животных, сфотографироваться с ними, но еще и — следуя примете — потереть нос на удачу. Удача сегодня нужна нам как никогда. Я обошла уже несколько учреждений с просьбой выделить нам комнату под музей эвенков, и если это произойдет, краеведческий музей вновь будет жить.

— Скажите, широко рекламируемый сегодня деловой центр «Арун» в самом центре города имеет какое-то отношение к СРЭО «Дылача», ассоциации эвенков?

— Когда я работала в центре эвенкийской культуры «Арун», была идея строительства собственного здания, был разработан проект в виде национального жилища эвенков — чума, я сама ездила в Москву по этому поводу. Мы выиграли тендер на разработку проектно-сметной документации. Мэрия выделила нам как коренным малочисленным народам земельный участок в самом центре города. Поначалу все шло хорошо, но потом финансирование секвестировали, и строить «Арун» стало некому. Я обращалась к Туракиным, но они отказались, а «Дарханстрой» согласился. Наверное, было бы справедливо, если бы краеведческий музей эвенков нашел свое пристанище именно там.

С утратой музея эвенки Бурятии лишились части культурного наследия. Но, все-таки, мы верим, что наш музей будет восстановлен!

Остается добавить, что все, кто что-либо знает о пропавших экспонатах, может обратиться как в национально-культурную автономию эвенков Бурятии, так и в редакцию (тел. 688-553).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 18 октября 2017

Заголовок в газете: Пропавший музей

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру