Если вспомнить, что засобиравшийся в отставку десять лет назад предыдущий министр культуры Владимир Прокопьев выпустил книгу имени себя «Творец, мечтатель, человек», назвав проведенные у власти годы «эпохой Прокопьева», то, наверное, удивляться особо не стоит, потому как место такое. Причем, сравнивая, анализируя и сопоставляя, приходится признать, что с годами некие проявления владельца места (читай в трактовке Тимура Цыбикова — властелина кольца) стали даже сильнее.
После того как пару лет назад в Интернете появился клип на песню «Круче всех» в исполнении Quest Pistols Show и Open Kids, где Тимур Цыбиков в образе то ли собачки, то ли кошечки демонстрировал эту самую крутизну, наверное, идея с книгой имени самого себя, если даже такая идея и предлагалась, была отвергнута как старомодная. Интервью бывшего министра, не вылезавшего с телеэкранов всю прошлую неделю, можно было бы назвать прощальной гастролью кота Базилио «Как я провел это время и всех провел». Например, бывший бурятский министр в подробностях рассказывал, почему не ходит на работу пешком, как в свое время ходили Саганов и Модогоев, несмотря на то, что его дом точно так же отделяет от работы только одна остановка. Тимур Цыбиков боялся запыхаться и поэтому всегда заказывал машину.
Денег не скопил потому, что привык обедать в хороших кафе и ресторанах, куда и уходила вся министерская зарплата, поэтому теперь, после отставки, меньше прежнего зарабатывать уже не может. По этой самой причине ректором в Восточно-Сибирский государственный институт культуры, куда Цыбикова уже много лет сватают и где до сих пор не утвержден ректор, он идти не желает — доходы небольшие. Интересно, что почувствовала после этих слов и.о. ректора Елена Перова, да и все, кто продолжает трудиться на ниве бурятской культуры?
Все эти годы министр творил, сыпал фонтаном идей, поражал проектами и вместе с «сестрой» Алисой (угадайте, кто) готов был провести в эту чудесную страну каждого, кто желал бы приобщиться к искусству. «Пока у нас была такая возможность творить, придумывать, создавать, был стимул. Когда я начал понимать, что все идет по накатанной, что мы повторяемся, что впереди рутина, мне стало скучно и я решил уйти», — объяснил мотивы своей отставки бывший министр.
Объяснение тем более странное, что вся деятельность на почве народного просвещения, приобщения к культурным ценностям и есть само по себе рутина, то есть кропотливый, ежедневный и где-то скучный труд. Именно для этого когда-то в Бурятии создавали ту самую филармонию, перед которой стояла цель не развлекать, удивлять и шокировать, а развивать среди народных масс эстетические чувства и элементарные познания. Чтобы в результате похода в филармонию эти самые массы научились на слух хотя бы отличать Баха от Бетховена, а не особенности звукоподачи племени умба-юмба от юмба-умба. Наверняка изучение покрытых перьями африканских музыкантов тоже представляет культурную ценность и чрезвычайно важно для мировой музыкальной культуры, но пусть этим занимаются узкие специалисты на деньги грантов или таких же увлеченных экзотикой спонсоров.
В условиях, когда большая часть проживающих в сельской глубинке школьников не имеет возможности даже раз в жизни побывать в театре на классическом спектакле, когда большинство сельских библиотек десятилетиями не пополняют свои фонды, когда штаты домов культуры сокращены до предела, а зарплата там на самом деле мизерна, отрывать для племени умба-юмба миллионы из бюджета есть дело пусть и занятное, но непозволительное. Если, по чьим-то подсчетам, девять фестивалей «Голос кочевников» и прочих фестивалей уже обошлись Бурятии в 60 млн рублей, то, возможно, пора остановиться. Задаться вопросом, который задал этим летом на бюджетном комитете Тимуру Цыбикову депутат Бато Семенов: а что мы получили от всего этого, кроме того, что с каждым годом все больше увеличиваем расходы на проезд, проживание, кормление представителей каких-то африканских племен?