«День журналиста Никитиной начинается с дилеммы – чей бы заказ сегодня выполнить….»

Про театральную критику, эффективный менеджмент и мнение публики

25 октября 2017 в 06:18, просмотров: 2236

Интервью актера, театрала и просто интересного человека Александра Турчанинова-Родина, посвященное в прошлом номере газеты премьере спектакля «Ричард III», не осталось незамеченным.

«День журналиста Никитиной начинается с дилеммы – чей бы заказ сегодня выполнить….»

Вместе с горсткой поклонников свой ответ театральной критике высказал худрук Русского драматического театра Сергей Левицкий. Ответ, правда, прозвучал почему-то не на страницах СМИ или на сайте собственного театра, а где-то в соцсетях, но те, кто до этих сетей все же добрались, узнали про себя немало интересного.

Во-первых, что прозвучавшую профессиональную критику худрук Левицкий, думающий о себе бог знает что, посчитал почему-то заказной и даже проплаченной. Кто заказал и проплатил — то ли Никитина Турчанинову-Родину, то ли Турчанинов-Родин Никитиной, иными словами, откуда и куда переносились деньги и сколько раз, Левицкий знает, но рассказывать не будет, если бы даже его просили все зрители города Улан-Удэ, стоя на площади перед театром. Судя по соцсетям, ровно те же подробности известны и Туяне Будаевой, даже с учетом того, что она на самом деле Николаева и сама написала немало театральной критики, однако и она тоже никому ничего говорить не намерена. 

Во-вторых, наше искусство вновь оказалось в большом долгу перед народом в том смысле, что не все советские лозунги были плохие. Высеченное золотыми буквами в зале оперного театра «Искусство принадлежит народу» означало, что искусство не только создается людьми из народа, на деньги народа, силами народа, но еще и должно быть понятно этому самому народу. Когда в разные периоды истории искусство норовило отдалиться от своего народа, его всегда ставили на место.

К примеру, когда Сталину, большому ценителю кино, не нравился новый фильм, он приказывал уволить сценариста как человека, который не понимает сути своей профессии. Однажды у вождя спросили, надо ли гнать в шею и режиссера, на что Сталин ответил, что нет, режиссер не виноват, потому как что ему написали, то он и поставил. Может, г-н Левицкий тоже не виноват в случившемся, а все дело в Шекспире, который четыре века назад взял и сочинил на туманном Альбионе сатирическую трагедию «Ричард III». Сочинил так, что все это время люди по всему белому свету ставят эту пьесу и каждый раз так, что сами не могут понять, что они такое хотели этой пьесой сказать.

Вот и минкульт России сегодня все время напоминает, что главным в государственном театре должен быть его величество зритель, а не директор-худрук-актер-режиссер, какими бы гениальными они ни были. Что эффективный театральный менеджмент понимается сегодня исключительно со стороны билетной кассы. Что нынешний кумир театров — худрук Московского художественного театра им. Чехова Олег Табаков, который гордится, что все последние годы посещаемость в МХТ не опускалась ниже 99%. С легкой руки минкульта Табаков даже стал олицетворением театрального стимулирования, дав свое имя специальным сертификатам, которые ведомство выплачивает театрам за высокие показатели посещаемости.

Как Олег Табаков держит планку рекордсмена? Запускает одновременно несколько спектаклей и отсеивает те, на которые люди по каким-то только им ведомым причинам ходить не желают. Собственно и в Бурятии происходит ровно то же самое. Когда в 2009 году провалился спектакль «Плоды просвещения» в постановке Олега Юмова, это было так очевидно, что никто не кричал «кто заказал Никитиной Юмова». Никто не кричал, когда в 2013 году провалилась его же «сказка-карнавал для взрослых» «Турандот», но поставленная уже в Бурятском драмтеатре. Только пришедшая на смену прежнему руководству директор Буряад театра Эржена Жамбалова нашла в себе смелость заявить о многомиллионных долгах, в которые ввергли театр эта и другие постановки, включая небезызвестный в свое время спектакль «Недоразумение», точно так же поданный публике в канун очередных выборов как нечто новое, прогрессивное и оригинальное.   

По словам Эржены Жамбаловой, только контракт с польским режиссером Кшиштофом Занусси, решившим поставить в Бурятии спектакль «Недоразумение», составил 800 тысяч рублей. Это не считая транспортных расходов на совершенно ненужную поездку актеров в Польшу, тамошнее их проживание почему-то в особняке Занусси, питание, постановочные расходы и прочие затраты, которые пришлось отрабатывать уже новой администрации фактически с гитарой в руках, потому что в день премьеры 9 сентября 2013 года зал был заполнен только наполовину. Те зрители, кто все же остался до конца, предпочли все действие смотреть не на сцену, а в собственные мобильные телефоны.

Спектакли «Недоразумение», «Турандот» и другие были сняты с театрального репертуара именно по причине непосещаемости и больше не появлялись на афишах, а значит, потраченные на них миллионы из нашего бюджета пропали зря. Впрочем, Жамбаловы как-то пережили этот факт, хотя и не имели к нему отношения. Как-то пережил провал спектакля «Три сестры» и Анатолий Баскаков. Почему же Сергей Левицкий не желает считаться с мнением публики, а желает слушать только то, что говорят ему эстетствующий коллега, высоколобый критик и какой-то скрывающийся за аватаркой поклонник, нашедшие друг друга где-то в соцсетях. В конце концов, после Юмова и Баскакова все это в Русском драмтеатре уже было. Учитывая, что на премьере спектакля «Ричард III» треть зрителей встала и покинула зал, все это смело можно назвать «дубль три» и признать, что никакими лозунгами, митингами или посвящениями в соцсетях нельзя заставить людей ходить на плохие фильмы или спектакли.

Почему вместо извинений за зря потраченное время и деньги у нас принято заниматься совсем иными вещами? Заявить, к примеру, что высказать на страницах общественно-политической газеты свое мнение, дать слово профессионалу, который думает иначе, чем г-н Левицкий, есть обязательно заказ, сведение счетов и чьи-то козни. Что день журналиста Никитиной, оказывается, начинается с дилеммы — чей бы заказ сегодня выполнить в первую очередь, а очередь эта тянется прямо от крыльца. Силою мысли Левицкого конверты в «МК» заносят пачками и складывают прямо у порога. То, что газета имеет обыкновение выходить каждую неделю, имеет собственный сайт, который ежедневно надо наполнять информацией, опять же исключительно интересной живущим здесь людям, режиссеру Левицкому в голову как-то не приходит. Русский драматический театр, единственный в Бурятии общедоступный театр, не требующий специальных знаний, рассчитанный на все возрасты, поставил историческую пьесу всех времен и народов «Ричард III», и премьера эта провалилась. Так почему общественно-политическая газета «МК» в Бурятии» не имеет права об этом написать? 




Партнеры