Александра Васильева: «Пусть не все сразу, не все права и свободы граждан из развитых стран нам удалось завоевать»

Принятие Россией Монреальской конвенции авиаперевозок позволит увеличить страховые выплаты пострадавшим до 9 млн. рублей

Прошло уже полгода, как Госдума приняла закон о присоединении нашей страны к «Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок».

Принятие Россией Монреальской конвенции авиаперевозок позволит увеличить страховые выплаты пострадавшим до 9 млн. рублей

О чем эти правила, подписанные в Монреале еще в 1999 году, и почему Россия решила следовать им только сейчас, наш разговор с директором республиканской общественной организации «Союз потребителей» Александрой Васильевой.

— Александра Васильевна, как можно понять, Монреальская конвенция защищает интересы жителей республики, купивших билет на самолет. Что изменится теперь в их жизни?

— Если углубиться немного в историю, Монреальская конвенция была принята в 1999 году наиболее развитыми странами нашей планеты с целью защитить права потребителей, пользующихся услугами воздушного транспорта. Речь идет о страховых выплатах по самым разным поводам — от задержки рейсов, утраты и порчи багажа до нанесения ущерба здоровью пассажира или его гибели по вине авиапредприятия. Во всех этих случаях устанавливаются соответствующие платежные выплаты, которые не только выше тех, что выплачивались согласно действовавшей до последнего времени Варшавской конвенции, но и имеют четко установленные размеры, в отличие от прежних законов. К примеру, если по Варшавской конвенции выплаты родственникам погибшего составляли не более 2 млн рублей, то по Монреальской — 9 млн рублей. Есть, однако, одно уточнение — речь идет исключительно о международных перевозках. На перевозках воздушным транспортом внутри России все осталось по-прежнему.

Если Госдума приняла соответствующий закон 24 марта 2017 года, ратификационная грамота МИД России зарегистрирована 22 июня 2017 года, то, согласно установленным правилам, Монреальская конвенция вступила в силу в нашей стране спустя 60 дней, то есть 21 августа 2017 года. Мы стали 127-м государством, чьи граждане получили право пользоваться теми же правами, что американцы, англичане, французы и вся Европа.

— Буквально на днях СМИ сообщили, что родственники тех, кто погиб в самолете через 23 минуты после того, как он вылетел с аэропорта Шарм-эш-Шейха в Египте, подали иск в суд с требованием выплатить им в общей сложности 93 млрд рублей компенсации. Выплаты им будут произведены уже по-новому?

— Всего на борту этого самолета находилось 224 человека. По этому делу было собрано примерно 50 килограммов документов, доказывающих убытки, связанные с потерей кормильца, моральный вред, а также саму страховку. Адвокат истцов Анатолий Кучерена объяснял, что рассчитывает на вступившую в силу Монреальскую конвенцию, предполагающую более высокое возмещение, чем предусмотрено национальным законодательством. Еще один плюс Монреальской конвенции состоит в том, что пострадавший пассажир или его родственник может выбрать любое место предъявления иска к перевозчику, даже по месту жительства, тогда как по действовавшей ранее норме это мог быть только город, где зарегистрирована авиакомпания.

Необходимо знать и еще один нюанс. Международные воздушные перевозки, на которые распространяется Монреальская конвенция, не означают любые международные перевозки, а лишь те, где местом отправления и местом назначения в билете указаны территории государств-участников конвенции. К примеру, на перелеты из России во Вьетнам, Таиланд, куда россияне летают на отдых круглый год, или Беларусь, Таджикистан, эти правила распространяться не будут, потому что эти страны не приняли Монреальскую конвенцию.

— На какие еще новые компенсации могут теперь рассчитывать россияне?

— При наступлении страхового случая на воздушных перевозках международных рейсов для россиян теперь действуют все нормы международного права и все компенсации, которые должны вырасти в разы. Размер компенсаций по Монреальской конвенции определяется с помощью условного платежного средства Международного валютного фонда, который называется SpecialDrawingRights, то есть специальные права заимствования. Курс этого SDR устанавливается ежедневно, исходя из итогов биржевых торгов.

Чтобы примерно представить, сколько это может стоить на сегодня, скажу, что в случае потери, повреждения или опоздания багажа пострадавшему пассажиру полагается компенсация до 1131 SDR (примерно 95 тыс. рублей). Согласно действовавшим до недавнего времени нормам в случае утраты багажа пассажиру полагалось не более 600 рублей за каждый килограмм. Если рейс задержали, каждому положена компенсация до 4694 SDR (около 390 тыс. рублей). По российскому законодательству задержка могла быть оплачена из расчета 25% МРОТ за каждый час (1875 руб.), но не более половины стоимости авиабилета и то лишь в том случае, если в результате пассажир получил какой-то материальный вред. Если самолет потерпел крушение, размер компенсации по действующему Воздушному кодексу России не мог составлять более 2 млн рублей, а по Монреальскому соглашению — эта сумма доходит до 113 100 SDR (более 9 млн рублей).

Пусть не все сразу, не все права и свободы граждан из развитых стран нам удалось завоевать, но свершившееся уже назвали революцией и прорывом в деле защиты прав потребителей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 15 ноября 2017

Заголовок в газете: А как у них

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру