Бурятия просит еще 40 млрд.рублей на охрану Байкала

Байкальские регионы хотят ввести сбор за посещение особо охраняемых территорий

22 ноября 2017 в 07:33, просмотров: 1175

О необходимости урегулирования природоохранной деятельности в Байкальском регионе говорилось не раз. Обсуждались и модернизация очистных сооружений, и строительство санкционированных полигонов для твердых бытовых и коммунальных отходов, и внедрение регионального оператора для работы с ними.

Бурятия просит еще 40 млрд.рублей на охрану Байкала
На совещании обсуждалась охрана Байкала и развитие Байкальской природной территории. Фото: пресс-служба правительства РБ.

Сегодня, когда эти и другие проблемы стоят ребром, за них берутся эксперты. Три дня в Улан-Удэ проходило совещание, где участвовала межправительственная рабочая группа по вопросам развития Байкальской природной территории, а также межфракционная «Байкал» Государственной Думы. И если окончательные решения ими не были приняты, то план действия — намечен.

Надо сказать, что на 2017 год правительство Бурятии подписало с министерством природы и министерством строительства России соглашения по федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал». Под их эгидой активно реализуются мероприятия для ликвидации накопленного экологического ущерба.

— За 9 месяцев во время устранения подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих реку Селенга возле поселка Стеклозавод, была произведена их откачка в количестве 20 тонн с последующим обезвреживанием, — сообщил министр природы Бурятии Юрий Сафьянов. — При этом освоение средств из федерального и регионального бюджетов идет согласно графику, а при выполнении работ осуществляется регулярный мониторинг воды. Сейчас концентрация загрязняющих веществ в реке ниже предельно допустимой.

В этом же году минстрой РФ заключил с нашей республикой договоренности о выделении ей почти 43 млн рублей (включая 39,9 из российской казны) на очистные и полигоны. Средства пошли впрок. Строительство очистных сооружений в Кяхте производительностью 3 тыс. куб.м завершено, и свидетельство об их соответствии необходимым требованиям выдано. Дело за наладкой процесса по очистке стоков и доведением параметров до проектных показателей. Готов и полигон твердых бытовых отходов с рекультивацией существующей свалки в Петропавловке.

Ну а предоставление 321,8 млн рублей из резервного фонда правительства России на реконструкцию правобережных очистных в Улан-Удэ, которые износились на 95%, стало настоящим подарком. Работы ведутся по плану, и полное освоение денег ожидается аккурат к Новому году. Как отметил Сафьянов, сейчас на выходе у Бурятии порядка 9 проектов, которые проходят экспертизы разного уровня. Однако финансов, выделенных в рамках ФЦП до 2020 года, явно недостаточно для претворения всех планов в жизнь. Республика предлагает дополнительные мероприятия на 38,8 млрд рублей и просит для их реализации еще 10 лет.

— Сейчас Госдума находится на стадии принятия бюджета на 2018 год, а также 2019-й и 2020-й, — заметил председатель межфракционной рабочей группы «Байкал» Сергей Тен. — Запрашиваемая сумма очень серьезная. Но за нее нужно бороться, необходимо консолидировать и объединять усилия, формировать единую позицию. Пока я не берусь говорить, сколько средств и когда будет выделено.

Многое здесь зависит и от того, как наш регион использует уже выделенные деньги по программе, хотя пока выполняет все обязательства. Однако «Охрана озера Байкал», несомненно, продолжит работать, а, значит, шанс есть.

Но это — не единственная забота бурятских властей. Ранее российское правительство поручило Байкальским регионам (нашему, Иркутской области и Забайкальскому краю) рассмотреть вопрос о разработке единой территориальной схемы в области обращения с отходами на всей БПТ. Бурятия подошла к заданию ответственно — в 2016 году заключила государственный контракт с ЗАО «Центр муниципальной экономики и права» и разработала такую схему — только свою и для себя.

Дело в том, что республика вместе с исполнителем тщательно проанализировала вопрос межрегионального сотрудничества в вышеназванной сфере и пришла к выводу, что едва ли оно будет плодотворным. Для этого необходимо внести изменения как минимум в три федеральных закона и 4 постановления, а также в нормативно-правовые акты всех трех субъектов, что приведет к срыву сроков внедрения регионального оператора.

— Поручение предполагало оптимизацию затрат на перевозку и утилизацию мусора, — поясняет глава Бурятии Алексей Цыденов. — Вместо того, чтобы везти его из населенного пункта через весь регион на полигон, можно было бы оставить на полигоне приграничного региона. Увы, логистика выстраивается так, что и мы, и забайкальцы, и иркутяне вынуждены работать у себя. Кроме того, урегулировать тарифы при использовании «соседской» территории довольно сложно. Нельзя допустить их роста.

По федеральному законодательству, в каждом крае, области и республике соглашение с региональным оператором по обращению с отходами должно быть заключено до 1 мая 2018 года. Но ведь им нужно еще и построить полигоны, некоторым, к примеру, нашему будущему — и мусоросжигательный завод, на который требуется федеральное финансирование. И пока стоимость определяется, окончательная схема и техзадание не утверждаются.

Назрела и еще одна потребность — позволить субъектам самостоятельно устанавливать плату за посещение своих особо охраняемых природных территорий, чтобы иметь доходы, производить благоустройство, устанавливать биотуалеты и контейнеры, обепечивать сервис, комфорт и безопасность и, в конце концов, прийти к организованному туризму.

— Сейчас мы выходим с этим предложением, и депутаты Государственной Думы поддерживают его, — подчеркнул Алексей Цыденов. — И по данному, и по другим направлениям имеются определенные наработки. Уверен, совместная работа позволит выйти на окончательные редакции по законопроектам, что ускорит решение наболевших проблем. — Деятельность межфракционной группы «Байкал» заключается не только в рассмотрении вопросов природоохранного законодательства, — добавил Сергей Тен. — Мы ставим задачу шире: отстаивание интересов российских регионов, поддержка их в межуровневом взаимодействии и в социально-экономическом развитии всего Байкальского макрорегиона.




Партнеры