Сессия НХ РБ: учителям повысят зарплату, фермерам окажут поддержку

Решения последней в этом году сессии Народного Хурала сами депутаты назвали выжидательным

Итоговая 27-я сессия Народного Хурала отметилась знаковыми для республики решениями, вопреки прогнозам принятыми в довольно спокойной обстановке. Именно на этой сессии парламентарии поддержали ключевые для Бурятии кадровые решения, приняли бюджет на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, определившись с его приоритетными направлениями.

Решения последней в этом году сессии Народного Хурала сами депутаты назвали выжидательным

Кто ушел и кто пришел

Единогласным решением депутаты одобрили досрочное прекращение полномочий избранного по одномандатному избирательному округу №19 депутата Баира Цыренова, назначенного (вместо Петра Носкова) руководителем администрации главы и правительства Бурятии. Цыренов не только работал в комитете по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, но был довольно активным председателем комиссии по вопросам социально-экономического развития Улан-Удэ, практически на каждой сессии поднимавшим вопрос о проблемах столицы Бурятии.

Кроме того, депутаты досрочно освободили от должности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Бурятии Анатолия Дашиева, сказав немало теплых слов в его адрес. В этом году уполномоченному исполнился 61 год. Как гласил официальный комментарий, отставка произошла по собственному желанию Анатолия Батуевича в связи с выходом на пенсию.

Следующим вопросом депутаты путем тайного голосования (52 «за» и 6 «против») утвердили предложенную Алексеем Цыденовым на «расстрельную» должность зампреда по инфраструктуре кандидатуру федерального чиновника Евгения Луковникова. Хотя все комитеты дали положительное заключение назначению, и принципиальных возражений против Луковникова не было, вопросы, однако, больше похожие на пожелания, все же последовали.

Депутат Леонид Селиверстов сигнализировал новому зампреду о печальной ситуации с электросетями в подведомственном ему округе, где находятся населенные пункты Бабушкино и Выдрино. Валерий Цыремпилов просил обратить внимание на «лицо нашего государства», он же долгострой под названием международный пункт перехода в Кяхте, требующий «всего» 125 млн 400 тысяч рублей. Депутат Бато Семенов поднял вопрос о дорогах, напомнив о давно обещанных с высоких трибун улан-удэнских мостах, призванных разгрузить транспортные потоки в столице республики.

В свою очередь Евгений Луковников признался, что еще не успел как следует изучить обстановку в Бурятии, но начать это делать в условиях надвигающихся крещенских морозов планирует с Улан-Удэ. Первостепенное внимание будет уделено безотказной и безаварийной работе тепло- и энергосистем региона, водоснабжения и программам капремонта транспортной инфраструктуры республики. Евгений Луковников тут же обратился к МЧС с просьбой подключиться к работе и открыть «горячую линию», куда бы мог позвонить каждый житель, обнаруживший нарушения в коммунальной сфере. На что конкретно нужно обратить внимание уже сегодня, не дожидаясь звонков и ЧС, новый зампред по инфраструктуре ответить затруднился, сообщив, что он уже успел побывать только на нескольких объектах. На эту тему им были заслушаны доклады, но он склонен перепроверять такие вещи и делать выводы на основе собственных умозаключений.

Учителям повысят зарплату

Принятие поправок в республиканский бюджет 2017 года, проект бюджета республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов прошло под знаком социально ориентированного бюджета, что далось непросто и потребовало, по сообщению председателя комитета Народного Хурала по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитова, участия пяти рабочих групп. Также в обсуждениях принимали участие прокуратура и Счетная палата Бурятии, представители республиканских министерств и ведомств, представители муниципальных районов.

Тем не менее, как пояснил на пресс-конференции председатель комитета Народного Хурала Бурятии по социальной политике Александр Стопичев, из 48 миллиардов принятого республиканского бюджета 28 миллиардов будут потрачены на образование, здравоохранение и социальную политику. Все публичные обязательства, взятые прежде в отношении врачей и особенно учителей, будут исполнены в полном объеме.

В частности, на повышение зарплат учителям заложено в бюджете 98 миллионов рублей, что однако недостаточно. Чтобы произвести доплату учителям и работникам дополнительного образования, необходимо изыскать еще 160 миллионов. В последние годы зарплату учителей в Бурятии индексировали на 6 процентов, а этого явно недостаточно. В малых селах, где численность учеников заметно сократилась, проблема заработной платы учителей остается и ее надо решать.

Поддержать сельских товаропроизводителей

Принципиальной осталась позиция парламентариев по поводу сохранения государственной поддержки сельских товаропроизводителей, несмотря на то, что полномочия относительно кадрового обеспечения предприятий сельского хозяйства, научного развития, развития рыбной отрасли и выставочно-ярмарочной деятельности были отнесены к непрофильным. Как пояснил председатель комитета Народного Хурала по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Александр Попов, этот вопрос обсуждался на встрече депутатов с главой республики и, учитывая острый дефицит специалистов на селе, было решено не отказываться от этих направлений, а найти возможность их поддержать. 

Цырен-Даши Доржиев и Владимир Павлов.

Аналогичную позицию о поддержке АО «Молоко Бурятии», попавшего в кризисную ситуацию, единодушно высказали депутаты на созванной после сессии пресс-конференции. Выяснилось, что заемные деньги в размере 250 млн рублей будут выделены компании через гарантийный фонд для окончательного расчета за покупку оборудования «Тетрапак». Как сообщалось на рабочей группе, сегодня предприятие терпит убытки, одна часть оборудования и две автомашины находятся в залоге у «Тетрапака» до 2020 года, другая часть оборудования находится в залоге у АО «Российский сельскохозяйственный банк».

— Вспоминая в эту минуту «Макбур», не хотелось бы снова наступать на те же грабли, но надеемся, что с АО «Молоко Бурятии» этого не произойдет, — сообщил спикер Народного Хурала Цырен-Даши Доржиев. — Мы все видели, как работало АО «Молоко Бурятии», имея оборотные средства, как завоевывались рынки Якутии, Забайкальского края, Иркутской области и даже Монголии. Если хотя бы некоторое время у предприятия не будут требовать выплаты по кредиту, АО «Молоко Бурятии» будет оплачивать минимальную процентную ставку по кредитам, предприятие сможет вернуться в рабочее русло.

Не играть в кластеры

Под занавес года депутаты презентовали многострадальный закон «О биофармкластерах», на утряску которого ушло 3,5 года и аналогов которому, по словам разработчиков документа, на сегодня в России нет. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, разработанный первоначально министерством промышленности и торговли Республики Бурятия законопроект о биофармацевтическом кластере был справедливо отклонен, так как условий для его исполнения в Бурятии нет хотя бы потому, что на сегодня в регионе нет ни одной фармацевтической компании.

«Более того, — значится в документе, — в Бурятии отсутствует главное условие функционирования кластера — наличие между участниками системы налаженных технологических связей, формирующих синергетический эффект кластера. В этих объективных обстоятельствах законопроект о биофармацевтическом кластере, в случае его принятия, заведомо обречен на неисполнение, а его продвижение может быть свидетельством либо непонимания приведенных очевидных фактов, либо оппортунизма и желания «поиграть в кластеры».   

— Исходя из всего этого мы остановились на том, что нам по силам поддерживать существующие малые формы по производству биологически активных добавок, — рассказал на пресс-конференции председатель комитета Народного Хурала по экономической политике Анатолий Кушнарев. — Закон рассчитан, прежде всего, на малые инновационные предприятия (МИПы), работающие сегодня в Бурятии в технологическом университете, сельскохозяйственной академии и Бурятском научном центре. После обсуждения было решено, что лучше остановиться на таких формах их поддержки, как субсидирование. Субсидии будут выдаваться на применение новых технологий, закупку оборудования, патенты и сертификацию продукции. Замечание прокуратуры было по поводу того, что закон не предусматривает точную сумму поддержки. Хотели изначально заложить в бюджет на эти цели 10 миллионов рублей, но остановились на том, что в программе по поддержке малого и среднего предпринимательства у нас уже имеется 144 миллиона рублей, и этого пока достаточно. Когда в Бурятии появится реальный инвестор, будут уточнены и суммы субсидии.

— В данный момент мы уже приступили к поправкам в новый закон, — уточнил Анатолий Кушнарев. — К примеру, планируется, что изменения будут предусматривать выделение субсидий тем, кто занимается выращиванием лекарственных растений. Другая сторона вопроса — разрабатываемые совместно с республиканским агентством лесного хозяйства поправки в закон об административных правонарушениях, которые бы предусматривали штрафы за истребление лечебных природных ресурсов во избежание ситуации, когда в погоне за прибылью кедровый орех просто истребят.

За бюджет развития

Заслушивая обоснования тех или иных расходов и прогнозных планов, нашлись и такие депутаты, кто высказал правительству вполне справедливую критику.

— В течение месяца мы отрабатывали вопросы, связанные с доходами и расходами бюджета, но какой здесь возникает очень серьезный момент, — заявила депутат от КПРФ Екатерина Цыренова. — Мы распределяем очень большие деньги, но у нас нет четко сформированной экономической политики правительства, которая бы включала ответы на очевидные вопросы: как мы собираемся управлять регионом, что мы должны развивать, какие направления? Ничего этого не слышно, потому что нет стратегии социально-экономического развития республики, как нет и бюджета развития. Нет единой концепции, единого подхода, на основе которого все бы понимали, что нужно развивать в первую очередь, куда направлять средства.

— В целом мы не видим большой разницы между тем, что было и что стало, — поддержал коллегу депутат Бато Семенов. — Без четко обозначенной программы развития определить такие вещи невозможно. Можно каждый день говорить о сельском хозяйстве, но так ничего и не изменить. Можно говорить о сокращении расходов, а делать все наоборот. У меня в руках таблица расходов на аппарат правительства, где цифры общих расходов и расходов на зарплату с каждым годом растут. В соцсетях люди пишут то же самое, анализируют – а что изменилось? Сколько копий было сломано вокруг стратегии развития республики, а пришла новая команда, и все это стало не нужно. Мы понимаем, что команда Алексея Цыденова только формируется, и очень надеемся, что эта команда станет единым целым, будет решать проблемы республики, а мы должны помочь в этом Алексею Цыденову.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2017

Заголовок в газете: Бюджет-2018

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру