Галина Горбатых: «Человек должен быть независимым»

Председатель РОФ «Общество без барьеров» - о плюсах и минусах доступной среды в Бурятии

20.12.2017 в 05:23, просмотров: 2511

В культурных учреждениях Бурятии постепенно рушатся преграды для людей с ограниченными физическими возможностями. Возле театров, музеев и библиотек появляются пандусы, внутри них — тактильные метки, светящиеся табло и специальная техника.

Галина Горбатых: «Человек должен быть независимым»
Председатель РОФ «Общество без барьеров» Галина Горбатых (слева), директор Национального музея РБ Татьяна Бороноева. Фото: пресс-служба Национального музея РБ.

Все это, бесспорно, делает культуру ближе для инвалидов. Но есть куда расти, уверены специалисты.

Председатель регионального общественного фонда «Общество без барьеров», член Общественной палаты России Галина Горбатых считает: доступная среда должна создаваться в комплексе для нескольких категорий граждан — колясочников, людей с проблемами зрения и слуха, а также с нарушениями интеллекта и опорно-двигательного аппарата. И она действительно внедряется.

За последние два года в этой области наметились положительные тенденции, отмечает наш эксперт. Так, оборудован этнографический музей народов Забайкалья, где установлены тактильные таблички на входе, проложены пандусы к объектам, обустроены прогулочные дорожки с указателями, сделан санитарный узел.

Адаптирован и художественный музей имени Сампилова. Здесь внедрен мобильный видеогид. Благодаря ему посетители, которые испытывают проблемы со слухом, могут самостоятельно знакомиться с творчеством бурятских мастеров — Иннокентия Дадуева, Цыренжапа Сампилова, Романа Мэрдыгеева, Геннадия Васильева и Александры Сахаровской.

В Национальном музее презентована музейная интерактивная площадка «Тактильная юрта». Те, кто имеет проблемы со зрением, в свою очередь, получили возможность узнать о традиционной бурятской культуре через тактильное изучение этнографических предметов. «Мы пригласили тотально слепых ребят, которые прежде никогда не бывали в музее. Для них эта выставка стала настоящим открытием и подарила положительные эмоции», — подчеркивает Галина Горбатых.

Аудиокниги, звукоусилители, книги со шрифтом Брайля, «волшебным карандашом» и рельефно-графическими изображениями, раздвижной пандус, сканирующая-читающая машина, тифлофлешплееры и тифломагнитофоны, фильмы с тифлокомментариями (закадровым описанием сюжета)… Всем этим обеспечен «Центр обслуживания граждан с ограничениями жизнедеятельности» Национальной библиотеки, который не только выполняет свою основную функцию, но и организует различные мероприятия для особенных клиентов.

Фото: пресс-служба Национального музея РБ.

Но при всех «плюсах» не обходится без «минусов». Хотя архитектурная доступность в Бурятии развита, в культурных учреждениях у нее имеются некоторые недочеты.

— К примеру, в музее имени Сампилова для людей с ограниченными физическими возможностями есть запасной вход, но нет центрального: он не был оборудован из-за отсутствия финансирования. В музее истории Бурятии убрана ступенька и сделан пандус. То есть заехать на первый этаж можно, а вот на второй — нельзя: гусеничный подъемник не решает проблему, — поясняет председатель РОФ «Общество без барьеров».

Так или иначе возможно попасть и в Русский, и в Бурятский драматический театры, и в театр оперы и балеты, но вот разместиться там с максимальным комфортом, перемещаться между этажами, добраться до буфета или туалета пока проблематично, несмотря на наличие подъемных устройств и внимательных сотрудников. Непросто проникнуть и на сцену, и в закулисье домов культуры. «Человек должен быть независим, никого не искать, не спрашивать и не просить, — говорит Горбатых. — Универсальности нам еще не хватает».

Информационная доступность — тоже не без пробелов. В тех же театрах и кинотеатрах для слабослышащих и глухих не пре-дусмотрены субтитры, а для слабовидящих и слепых — тифлокомментарии. Они либо видят изображение, либо слышат звук. Как рассказала Галина Горбатых, на днях в Москве она встретилась с актрисой и тифлокомментатором Ириной Безруковой. Оказалось, профессии по словесному описанию визуальных образов даже нет официально.

Как рассказывает руководитель общества инвалидов-колясочников, важна и доступность зданий, и доступность услуг. Но обеспечить их удается не всегда по техническим и, главное, финансовым причинам. На культурную сферу выделяется не так уж много средств. Приходится расставлять приоритеты и выбирать первостепенное, первоочередное. «Отрадно, что при создании элементов доступности министерство культуры Бурятии собирает совещания, прислушивается к нашему мнению и принимает решения с его учетом».

В прошлом году были проведены семинары по подготовке персонала для сопровождения людей с ОФВ, благодаря которым пусть и отчасти оказались преодолены отношенческие барьеры между ними и остальными. Ранее же многие элементарно не представляли, как подходить к человеку с инвалидностью и общаться с ними.

— А недавно наша организация выиграла президентский грант, который будет реализовывать совместно с минкультом Бурятии, — поделилась хорошей новостью Галина Алексеевна. — На него мы планируем развивать туристическую привлекательность региона и одновременно, конечно же, создавать доступную среду, ибо первое без второго немыслимо.




Партнеры