Кому это выгодно: в Улан-Удэ работу штрафных стоянок избавили от конкуренции

Деятельность штрафстоянок в Улан-Удэ не выдерживает никакой критики

С августа прошлого года весь задержанный в Улан-Удэ автотранспорт перемещается на две специализированные стоянки — по улицам Матросова и Амбулаторная. Их владельцы (ООО «Сибтехноформ» и ООО «КСП») были признаны победителями конкурса, проведенного Управлением МВД России по Улан-Удэ, как набравшие максимальное количество баллов.

Деятельность штрафстоянок в Улан-Удэ не выдерживает никакой критики

С ними и были заключены договоры на оказание услуг по перемещению, хранению и возврату машин проштрафившимся автомобилистам. Процесс пошел, но вопросы остались.

К примеру, почему УМВД России по Улан-Удэ провело торги не в форме открытого аукциона, предполагающего понижение цены, а в формате открытого конкурса, что соответственно отразилось и на тарифе. Фактически он так и не был установлен.

Без тарифа

Дело в том, что тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов в процессе состязательности участников аукционов: кто меньше предложит, тот и в дамках. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определяемый органом регулирования — республиканской тарифной службой. Ведь надо же от чего-то отталкиваться. Например, в случае признания торгов несостоявшимися в Улан-Удэ был бы введен тариф в размере не выше базового уровня.

В случае признания торгов состоявшимися включается лучшее предложение — тариф, по которому исполнитель готов оказывать весь комплекс услуг соответствующего качества. И этот тариф, сформировавшийся по итогам аукциона, мог бы оказаться даже ниже базового уровня, но оставаться при этом экономически оправданным.

Ну а поскольку Управлением МВД России по Улан-Удэ вместо аукциона был проведен конкурс, потенциальный исполнитель услуг, который мог бы предложить меньшую цену, оказался за бортом, а реальный тариф установлен так и не был. В этом и заключено основное (но далеко не последнее) противоречие российскому законодательству конкурса, проведенного УМВД России по Улан-Удэ.

Ограничили конкуренцию

Среди прочих вопросов, которые можно адресовать городскому управлению полиции — ограничение количества исполнителей услуг, которое кажется произвольно установленным.

Из нормы кодекса об административных нарушениях следует, что задержанное транспортное средство помещается на ближайшую специализированную стоянку, и таких специально отведенных мест хранения автотранспорта может быть неограниченное количество — конечно, при условии, что владельцы автостоянок обладают всем перечнем имущества и рабочей силы, необходимым для выполнения поставленной задачи.

В Улан-Удэ, как и по Бурятии в целом, с 2014 года стоимость услуги на перемещение задержанного транспортного средства формировалась в зависимости от пробега эвакуатора — от места его дислокации до места задержания автомобиля и до спецстоянки. А при таких обстоятельствах для минимизации расходов и возникала необходимость создания целой сети штрафстоянок во всех районах столицы Бурятии. Это удобно, а главное — конкурентно.

До вышеупомянутого конкурса в Улан- Удэ все так и было. Услуги по эвакуации автомобилей оказывали с десяток юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Их специализированные стоянки находились во всех районах Улан-Удэ — в среднем по три стоянки в каждом, что и обеспечивало чуть ли не шаговую к ним доступность — в зависимости от того, где именно автомобили были задержаны сотрудниками ГИБДД. Такое положение дел соответствовало и духу, и букве закона, и, конечно же, интересам самих штрафников. Люди платили столько, сколько намотал эвакуатор.

На этот раз в Управлении МВД по Улан- Удэ было почему-то решено ограничиться двумя штрафстоянками и в обоих случаях — в Железнодорожном районе. И по условиям конкурса стоянкам, находящимся ближе всего от управления ГИБДД (якобы для интересов штрафников), были присвоены максимальные баллы. Эти две автостоянки оказались близкими к управлению ГИБДД не только по расстоянию. Хотя, по мнению экспертов, никакого правового акта, определяющего количество участников рынка этого вида услуг, в природе не существует. Почему именно две стоянки, а, скажем, не три, коль скоро в Улан-Удэ три района?

Вопрос не праздный, если учесть, что с появлением новых «порядков» предприниматели, годами занимавшиеся этим видом экономической деятельности, оказались вдруг «вне игры». Не говоря уже об ограничении конкуренции. И ущемлении интересов рядовых улан-удэнцев, которым не посчастливилось оказаться в положении штрафников и вынужденных не только преодолевать большие расстояния до штрафстоянок до улиц Матросова и Амбулаторной, но и оплачивать услуги по тарифу, сомнительному с точки зрения закона.

Сегодня победители конкурса работают по завышенным тарифам, установленным самопроизвольно, без применения кассовых аппаратов, при случаях жалоб некоторых штрафников излишне оплаченные суммы возвращаются, а дальше практика «обдирания» продолжается.

Лукавые баллы

Но даже если согласиться с возможным обоснованием, что для такого города, как Улан-Удэ достаточно и двух стоянок, вопросы все равно остаются. Например, почему победителями были объявлены из шести участников именно эти фирмы — ООО «Сибтехноформ» и ООО «КСП», которые, по наблюдениям очевидцев, перевозят задержанный транспорт не на специализированных эвакуаторах, а на приспособленных «воровайках», некоторые из которых являются «двойниками», создавая тем самым угрозу безопасности имущества граждан, на что, к слову, в органы прокуратуры уже поступило несколько жалоб.

По сведениям «МК», штрафстоянка по улице Матросова, наличие которой обеспечило ООО «Сибтехноформ» победу в конкурсе, ему даже не принадлежит. Земельный участок, где расположено несколько нежилых помещений, был взят фирмой в аренду у бывшего депутата горсовета, скандально известного Алексея Шуляка. В свою очередь, сама земля имеет серьезное обременение — находится в залоге под ипотеку у Сбербанка России. А это значит, что в любой момент кредитное учреждение может обратить взыскание на предмет залога. Тогда как непременным условием (даже не победы, а участия в конкурсе) является ее наличие «на законных основаниях». В нашем же случае функционирование специализированной стоянки по улице Матросова фактически поставлено в зависимость от платежной дисциплины Алексея Шуляка.

Иными словами, можно предположить, что фирма заявилась на конкурс Управления МВД России по Улан-Удэ, не имея в собственности ни земельного участка, ни помещений для организации полноценной работы, ни соответствующей техники. И победила.

Что касается штрафстоянки по улице Амбулаторная от другого победителя конкурса — ООО «КСП», то она создана в дни конкурса. На территории отсутствуют асфальтовое покрытие, второй пожарный выезд, обнесена забором из профлиста с колючей проволокой, снабжена несколькими видеокамерами и старым, ничем не оборудованным вагончиком на въезде. Никогда прежде эта территория не использовалась в качестве специализированной стоянки. Но здесь есть и другая странность — фирма, выигравшая конкурс, не имела ни одного эвакуатора. Техника была у «КСП» исключительно на бумаге.

В качестве доказательства наличия специализированных механических транспортных средств, используемых для перемещения задержанных автомобилей на спецстоянку, фирма представила несколько договоров аренды на нее.

Между тем, согласно паспортам транспортных средств, все четыре единицы техники состояли на момент проведения торгов на учете в… Иркутской области и в Санкт-Петербурге, а в Улан-Удэ они отсутствовали. Как, впрочем, отсутствуют и сейчас. Хотя именно ее наличие (по бумагам) принесло фирме 8 решающих баллов — по 2 балла за каждую спецтехнику.

Обе фирмы близки к  ГИБДД  по  Улан- Удэ не только по расстоянию, но и пользуются особым расположением руководства ГИБДД. Автоэвакуатор-«двойник» со спецстоянки на ул. Матросова трижды задерживался сотрудниками спецроты ДПС и ставился под арест, но до сих пор  трудится на благо безопасности  дорожного движения. Своих не трогаем?

Невысокие технологии

Земля и спецтехника — это еще далеко не все. Штрафстоянки — это почти высокотехнологичное предприятие. Они должны иметь автоматизированную базу учета задержанных автомобилей, интегрированной с системами автоматического информирования, видеонаблюдения, распознавания номерных знаков, и автоматически «уходящая» в дежурную часть ГИБДД.

Кроме того, стоянка должна иметь контрольно-пропускной пункт, защитное ограждение, обеспечивающее ограничение доступа на территорию посторонних, круглосуточную лицензированную охрану, а не сторожа, оборудованное помещение для расчета с владельцами задержанных транспортных средств (а не трещащий по швам старый вагончик). При очевидном отсутствии подобного оснащения комиссия, тем не менее, ставит победителям торгов высшие баллы. Но в настоящее время якобы имеющиеся системы вообще не действуют.

Существует еще масса требований к тому, как должна быть оборудована специализированная стоянка. И этот список довольно большой. Например, имеются ли в распоряжении победителей работающий веб-сайт и мобильное приложение для проверки нахождения транспортного средства на территории специализированной стоянки? Ни то, ни другое на практике не работает. Информацию, где находится задержанная машина, ни один владелец ни в дежурной части, ни у победителей конкурса получить не может. Телефоны, веб-сайты не работают, хозяевам «арестованных» машин приходится бегать между спецстоянками и дежурной частью ГИБДД в поисках своего автомобиля.

Вот и получается, что конкурс выигрывают сомнительные по степени оснащенности организации. Ну а все остальные, включая, конечно же, улан-удэнцев, в проигрыше.

Результатом конкурса стали правовой беспредел в применении завышенных тарифов для обдирания штрафников, нарушение кассовой дисциплины, эксплуатации спецтехники, что должно быть предметом рассмотрения контролирующих органов, а Народному Хуралу — поводом для принятия законодательных мер для наведения порядка.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 17 января 2018

Заголовок в газете: Победителей не судят

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру