В Улан-Удэ легализовано еще около 200 «самоволок»

Как горожане обрели долгожданное спокойствие

Долгие годы самовольные постройки были настоящим «бичом» и головной болью городских властей. Возведенные порой более полувека назад на «нецелевой» земле, они оказались без права на существование и под угрозой сноса, а не имевшие необходимых бумаг хозяева — на грани выселения.

Как горожане обрели долгожданное спокойствие
Счастливые и уже бывшие «самовольщики» с ул. Бабушкина. Фото: egov-buryatia.ru

«Самовольщики» сделали массу заявлений и провели множество митингов под отчаянными лозунгами, прежде чем дело сдвинулось с места.

В закон РБ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» были внесены поправки, которые значительно упростили процедуру легализации «самоволок». С тех пор, чтобы оформить права, требовался лишь один документ вместо целого пакета. Но пыл охладило расположение занятых под жилищами участков, расположенных в границах «особых» зон и на территориях, не предназначенных для индивидуального жилищного строительства. Люди обивали пороги кабинетов безрезультатно.

Вопросом вплотную занялся тогда еще врио главы Бурятии Алексей Цыденов. 10 апреля 2017 года он вместе с депутатами Народного Хурала, сотрудниками администрации Улан-Удэ и министерства имущественных и земельных отношений провел выездное совещание по проблемным точкам, а 15 апреля с представителями всех заинтересованных сторон — межведомственное с поистине судьбоносными решениями.

После него в республиканское законодательство и в правила землепользования и застройки города были внесены изменения, которые гласят: образование земельных участков для передачи их во владение осуществляется согласно фактическому использованию, но при возведении жилых домов до 31 декабря 2010 года. «Наконец-то нам удалось сдвинуть с «мертвой точки» застарелую проблему! Процесс пошел!» — сообщил руководитель региона буквально на днях.

В правдивости этих слов корреспондент «МК» в Бурятии» убедился лично во время рейда по «самоволкам». Пунктом №1 стал микрорайон Южный, что стоит на окраине Улан-Удэ с 1940-х годов. Более 300 жилых домов — скромных и роскошных — здесь оказалось сложно узаконить, поскольку находятся они одновременно в трех «спорных» локациях.

Во-первых, это возможная зона санитарного разрыва линий железнодорожного транспорта. Когда земля в 0-50 метрах от них стала предоставляться мэрией по положительному заключению ВСЖД, в легальных владельцев превратились десятки «неприкаянных».

Во-вторых, границы охранных зон линий электропередач. С 19 июня существующие здания, сооружения и жилье могут располагаться тут по предварительному согласованию с «Бурятэнерго». Правда, если жители обязуются соблюдать условия по сохранности объектов электросетевого хозяйства, которые регулируются постановлением правительства РФ от 24 февраля 2009 года. Сегодня все, чье жилье расположено возле компонентов электросети, тоже обзавелись заветным разрешением.

Один из узаконенных домов. Фото: egov-buryatia.ru

Активистка «самовольщиков», жительница Сумской, 12, Вера Андреева рассказывает, что родительский дом стоял на площади в 37 «квадратов» с 1953 года. И она вместе с мужем построила свой рядышком, ибо больше было негде. В 1974 году супруги получили технический паспорт и домовую книгу. И, как остальные, кто имел эти документы с советских времен, оплачивали налоги и жили — не тужили вплоть до 2006 года, когда из-за нового Земельного кодекса их дворы внезапно оказались вне закона.

— Наши жилища не могут считаться «самоволками», ведь родители ставили их после войны, а мясокомбинат выделял землю. Правда, архивы его сгорели, и доказательств не нашлось, — вспоминает Вера Андреева. — С 2015 года началось узаконение. Все мы периодически пытались провести его, да не сумели: то паводок, то железная дорога, то электрические линии, которые, кстати, протягивались по уже существующему поселку в 1969 году. С приходом Цыденова да благодаря минимущества ситуация изменилась.

Наталья Каладевская с супругом построили дом в 1969 году и не могли его легализовать с тех самых пор. «В 1999 году муж умер, и я осталась с тремя детьми. Ходила по всем инстанциям, но слышала только отказы из-за ЛЭП. Когда появился новый глава, все, кто живет в этом месте долгое время, оформили права».

Наконец, отсутствовавшие границы санитарно-защитной зоны ОАО «Улан-Удэнская птицефабрика». 15 января главный санврач России подписал постановление об установлении ее размера. После его регистрации в минюсте РФ, вступления в законную силу и внесения в соответствующие базы «птичьи» права на «человечьи» сменят около сотни семей, соседствующих с предприятием.

Пункт №2 — улица Бабушкина. Участки и 40 домов №№130-152 по воле городских властей угодили в зону рекреационного назначения, но в этом году администрация пошла на уступки.

— Построились в 1959 году, 4 поколения здесь выросло — дети, внуки, — говорит Катерина Хасанова. — И домовые книги имели, и налоги платили. Затем прикрылось все, и узакониться никак не могли — не давал город.

— Сначала жил мой прадед, потом дед, родители, мы. Теперь вот внучка большая — 25 лет. Мы бегали, бегали, сейчас продвинулись дела! — вторит ей Мария Сухова.

Между тем первый заместитель министра имущественных и земельных отношений РБ Марина Коротич подчеркивает: «Был намечен и осуществлен жесткий план мероприятий, и сейчас многим удалось оформить права на земельные участки и жилые дома — не все 300, но более 150 — точно. Всего же осталось порядка 2-3 тысяч «самоволок». Правительство Бурятии продолжает оказывать содействие тем, кто проживает в них десятилетиями. Позитивные сдвиги наблюдаются по микрорайону Площадка, поселкам Матросова, Солдатский и Левый берег. И это — далеко не предел».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 31 января 2018

Заголовок в газете: Двор в законе

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру