Забайкальцы хотят посвятить придворному знахарю Петру Бадмаеву мемориальную доску

И просят об этом жителей Бурятии

В редакцию «МК» в Бурятии» поступило обращение от общественников села Таптанай и поселка Агинское Забайкальского края. Его авторы просят администрацию Читы увековечить в камне знаменитого земляка — лекаря императорского двора и крестника самого Александра III, получившего от него православное отчество, — и ищут поддержки у соседей в Улан-Удэ.

И просят об этом жителей Бурятии
Петр Бадмаев.

— Забайкалье и его столица гордятся славными именами своей истории, — рассказывается в письме. — Среди них — ученые, писатели, музыканты, художники, герои труда, защитники Родины. Имена многих увековечены в книгах наших авторов, названиях забайкальских и бурятских городов и поселков, памятниках и мемориальных досках.

Только вот одно имя — замечательного сына бурятского народа, специалиста по тибетской медицине, ученого и дипломата, мецената и просветителя Петра (Жамсарана) Бадмаева не удостоено памяти в полной мере, хотя оно и знакомо миллионам людей и значимо не только в региональной, но и общероссийской истории.

…В 1851 году среди агинских степей, в улусе Таптанай тогда еще Иркутской губернии родился мальчик по имени Жамсаран. Он выпустился с золотой медалью из Иркутской гимназии, а в 1875 году окончил восточный факультет по китайско-маньчжуро-монгольскому разряду Санкт-Петербургского университета. И, несмотря на свою молодость, быстро поднялся по служебной лестнице.

Как пишет читинский историк Ирина Куренная, с 1876 по 1894 год Петр Бадмаев был титулярным советником, коллежским асессором, надворным советником в Азиатском департаменте министерства внутренних дел, а с 1902 года стал действительным статским советником. Этот неординарный и талантливый человек реализовывал крупномасштабные проекты для развития своего отечества и, конечно, родного края — Забайкальской области (куда входили нынешние территории Республики Бурятия и Забайкальского края).

Он мечтал проложить караванный путь из Китая через Маньчжурию в Монголию и «наводнить» всевозможными товарами магазины Читы. После обращения на имя императора Александра III основал торговый дом «Бадмаев и Ко», занимавшийся разносторонней деятельностью, а в дополнение скупил дома, земли и приобрел фешенебельную гостиницу. Чтобы приучить бурят хозяйствовать как европейцы, создал предприятие «Марусино», благодаря чему возникли первые фермы — молочная, овце- и коневодческая. В 1903 году в Забайкалье появился класс для обучения грамоте рабочих и их ребятишек и затем образовалась первая школа. В Петербурге же впоследствии открылась специальная гимназия для бурятских детей, где учились будущие светила российской науки — ученый и просветитель Гомбожаб Цыбиков, публицисты, государственные и общественные деятели Базар Барадийн, Цыбен Жамцарано и другие.

О своих земляках Петр Александрович не забывал никогда. В 1895-1897 годах издавал на русском и бурятском языках частную газету «Жизнь на Восточной окраине», которая рассказывала местному населению о всей стране. Кроме того, он содействовал забайкальской духовной миссии и на личные средства отреставрировал и достроил Агинский православный храм.

Но особым пластом в его многогранной деятельности оказалась медицинская практика. Командировки в Китай, Тибет и Монголию по линии МИД позволили отыскать древние медицинские трактаты и рукописи, изучить лекарственные травы, собрать их в бескрайних степях и доставить в северную столицу, а уже там — создать ценные препараты. А книги П.А.Бадмаева «О системе врачебной науки Тибета» (СПб., 1898) и «Жуд-Ши» (СПб., 1903) смогли восстановить нетрадиционную методику лечения после, казалось бы, полного разгрома и выступают научными пособиями для ее последователей до сих пор.

Бадмаев не оставил без внимания и проект Сибирской железной дороги, которая, по его мнению, как и по мнению министра финансов Витте, после Читы должна была пройти из Забайкалья до Владивостока через Северный Китай. Выходила книга «Россия и Китай» (СПб., 1900), где излагаются мысли о связях с этим могущественным восточным соседом.

— А все свои силы и патриотический настрой он продолжал вкладывать в мысль об освоении и особом статусе пограничных с Поднебесной сибирских земель, — отмечает Куренная. — Политик предлагал перестроить их административно-территориальное устройство и дать особые полномочия с правами министров Забайкальской и Приамурской областями. Однако правительство посчитало этот вопрос спорным и не поддержало идею. В 1908 году П.А.Бадмаев написал проект «Первого забайкальского горнопромышленного товарищества», в 1912-м — проект «Договора о военном союзе между Монголией и Россией», а в 1916-м — книгу «Конец войне», где выступил ярым противником мировой войны.

Менялись правители, общественно-экономическая формация, оставались неизменными лишь мечты забайкальца о благополучии родины. В 1920 году перед кончиной он написал письмо со своими предложениями Ленину — не потому что хотел напомнить о себе, а потому что всей своей сущностью служил отечеству.

Учитывая выдающиеся заслуги и предстоящий юбилей исторической личности, который будет отмечаться в 2021 году, общественность Забайкальского края, а также Республики Бурятия и выходит с инициативой по установке памятного знака, отсутствующего в Чите по сей день. Финансировать проект собираются не только ее жители, но и неравнодушные люди из Агинского Бурятского округа и из Улан-Удэ, впрочем, надеясь, что власти городов тоже выделят посильные суммы на благое дело. Ну а установить мемориальную доску в честь Петра Бадмаева предлагают на фасаде важнейшего медучреждения краевого центра — травматологического пункта городской клинической больницы №1. Ведь именно в этом здании некогда находился знаменитый «Торговый дом», с которого все и началось.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 21 февраля 2018

Заголовок в газете: Чтобы стоять в веках

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру