В Республиканском онкологическом диспансере журналистам продемонстрировали все циклы современного лечения рака

Ювелирное дело

Пять лет назад при Бурятском республиканском клиническом онкологическом диспансере (БРКОД) начал работу центр конформной лучевой терапии и диагностики, оснащенный новейшим оборудованием и взявший на вооружение самые современные методы лечения рака.

Ювелирное дело
Александр Перинов рядом с линейным ускорителем. Фото: Сергей Малков.

Тогда участие в федеральной программе модернизации позволило лечебному учреждению создать современные кабинеты, уютные комнаты отдыха для пациентов, должные условия для работы дорогостоящего оборудования и персонала. В ходе информационного месячника профилактики онкозаболеваний в Бурятии специалисты диспансера продемонстрировали журналистам, каким образом сегодня в республике происходит диагностика и лечение пациентов.

Зачем в больнице физики

Главный внештатный специалист-онколог министерства здравоохранения Бурятии Александр Перинов методично показывает и рассказывает про особенности каждого аппарата, позволяющего сегодня полностью излечивать опухоли не просто без оперативного вмешательства, но с минимальным риском повреждения здоровых органов и тканей. Как и прежде, единственный способ вылечить опухоль — это ее полностью удалить, но если раньше удаление предполагало исключительно оперативное вмешательство, то сегодня вместо скальпеля в руках хирурга — луч, и от того, насколько ювелирно сработает этим лучом врач, зависит качество лечения.

Если смотреть на карту страны, то ближайшая западная от Бурятии точка, где пациентам доступно такое оборудование, — это Красноярск, на востоке — Хабаровск. Александр Петрович показывает компьютерный томограф и другие «машины», позволяющие максимально эффективно пройти весь технологический цикл от подготовки пациента к лечению до самого лечения. К примеру, в онкодиспансере есть аппарат, дающий возможность проводить симуляцию облучения, то есть с ювелирной точностью рассчитывать действия луча в пораженном болезнью организме. Данные с аппарата поступают в систему планирования, где на основании точных расчетов физики определяют, какую дозу, какой интенсивности и в каких границах применить в каждом конкретном случае. Другая машина облучает легкие с учетом вдоха и выдоха человека.

Фото: Сергей Малков.
Физик-эксперт Людмила Лене. Фото: Сергей Малков.

— У нас один из лучших радиологических центров в России и одно из самых современных оборудований, позволяющих лечить ранние стадии рака без повреждения здоровых тканей, — рассказывает Александр Перинов. — Если облучать опухоль с одной точки, то неизбежно будут повреждения. Этот аппарат позволяет облучать пораженные ткани из тысячи точек, в формате 3D, максимально уменьшая нагрузку на здоровые ткани и организм в целом. Конечно, наибольший эффект достигается тогда, когда у пациента диагностирована 1 и 2 стадии заболевания. На начальных стадиях хорошо поддаются лечению многие формы рака — головного мозга, предстательной железы, молочной железы, кожи, шейки матки. После такого лечения пациент может не нуждаться в операциях.

— Медицинских физиков вузы Бурятии не готовят, но благодаря тому, что в республике работает Бурятский научный центр, мы можем пригласить в онкодиспансер специалистов, — рассказывает Александр Петрович. — Врач определяет план лечения, а физики — необходимые параметры, дозировки, интенсивность. План лучевой терапии создается пятью специалистами, каждый из которых ставит свою подпись под этим документом.

— Если качество лучевой терапии взять за 100%, то 50% из них зависит от машины, 25% — от врача и 25% — от физика, — подчеркивает Дмитрий Шагдуров, заведующий отделением радиотерапии БРКОД.

Быть более внимательными к себе

— Стоимость такого лечения на современных аппаратах для одного пациента для бюджета республики — 220-240 тысяч рублей, куда входят и зарплата, и коммунальные услуги, и само лечение, — поясняет Александр Петрович. — Ежегодно на техническое обслуживание этих аппаратов мы расходуем 12 миллионов рублей. Обслуживать их приезжают специалисты из Белгорода, это ближайшие к нам специалисты, которые могут это делать.

— Ежегодно в Бурятии выявляют более 3 тысяч случаев рака. В условиях онкодиспансера в 2017 году лечение прошли 5 тысяч пациентов, то есть среди них были как первичные пациенты, которые практически все лечатся у нас, так и выявленные ранее. Если в России на первом месте рак кожи, то в Бурятии — рак легкого, трахеи, бронхов (на втором — рак молочной железы, лидер среди женского населения). Раком кожи болеют как мужчины, так и женщины, а раком молочной железы в основном женщины, но встречаются случаи и среди мужчин.

— По данным Всемирной организации здравоохранения, — продолжает Александр Перинов, — количество онкобольных в мире с учетом старения населения, улучшения диагностики и ухудшения экологических факторов, будет неуклонно возрастать. Поэтому на первое место выходит задача профилактики заболеваний. Если подводить первые итоги работы центра лучевой диагностики, то такой показатель, как пятилетняя выживаемость, в Бурятии сегодня достиг 52,2%, при отдельных локализациях — 70%. Это тот срок, в течение которого пролечившийся пациент чувствует себя хорошо и не обращается за помощью (раньше данный показатель составлял 40 и более процентов). В России этот показатель чуть выше — 53,2%. Опять же, если у нас будут только пациенты с заболеваемостью 1 и 2 стадии, то эффект лечения будет лучше. Если раньше облучение пораженного органа означало гибель этого органа, то сегодня пациент после лечения вполне может сам ходить, работать, вести прежний образ жизни. К сожалению, уровень жизни населения такой, что отодвигает вопросы профилактики на второй план. Жителям Бурятии могу посоветовать быть более внимательными к себе, к изменениям в своем организме. В преддверии лета и поры отпусков не злоупотреблять солнечными ваннами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 28 февраля 2018

Заголовок в газете: Ювелирное дело

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру