Депутаты высказались по поводу сокращения численности Народного Хурала

Парламент республики не хочет сам себя сокращать

Еле слышные некогда разговоры о сокращении числа депутатов Народного Хурала неожиданно зазвучали с новой силой. Самое потрясающее в этих разговорах, что звучат они из уст самих бывших и нынешних депутатов, которые при этом высказывают диаметрально противоположные мнения.

Парламент республики не хочет сам себя сокращать
Здание Народного Хурала Республики Бурятия.

Мы решили отобрать наиболее характерные высказывания, чтобы тоже на досуге задуматься над вопросом — зачем нам столько депутатов?

Борис Ботоев, председатель комитета Народного Хурала по госустройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы:

— Вопрос о количественном сокращении Народного Хурала связан с тем, что, согласно федеральному закону, население субъектов с численностью от 500 тыс. до 1 млн человек вправе выбирать в парламент от 25 до 70 депутатов. У нас проживает менее миллиона населения, при этом избираются 66 депутатов, что соответствует верхнему пределу. Однако жизнь показывает, что многие субъекты РФ выбирают в этом вопросе «золотую середину». К примеру, в Алтайском крае — 68 депутатов, в Новосибирской области — 76, в Свердловской области, Забайкальском крае и Санкт-Петербурге — 50, в Иркутской области и Москве — 45.

Этот вопрос уже неоднократно обсуждался с коллегами и многие в принципе не против такого решения. На сегодня предлагается сократить партийную составляющую, то есть одномандатников оставить в прежнем количестве — 33, они должны представлять все районы республики, а депутатов-списочников сократить до 17, таким образом сократив общее количество мандатов до 50. Чтобы внести такие поправки в Конституцию республики, необходимо заручиться поддержкой не менее 22 депутатов, собрать у них подписи и выйти с этим предложением на сессию. Сразу скажу, не правы те, кто утверждает, что депутаты на освобожденной основе не несут для бюджета никаких затрат. Специально заходил сегодня в бухгалтерию и выяснил — расходы на одного такого депутата вместе с оплатой труда помощников, налогами-страховками составляют 140 тыс. рублей в месяц…

Баир Гармаев, зампредседателя комитета Народного Хурала по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку:

— Как депутат трех созывов категорически не согласен с мнением, что численность Народного Хурала надо уменьшать, и дело здесь не в деньгах. Территория республики очень большая, есть северные районы и когда я бываю там, то вижу, что представителей власти на местах не хватает, а это очень важный момент. Если мы говорим, что депутаты Народного Хурала дорого обходятся республиканскому бюджету, тогда надо ставить вопрос о сокращении их «довольствия». Можно предложить депутатам на освобожденной основе работать бесплатно, и я уверен, такие люди найдутся. Но сокращать оптимальное число депутатов, каким оно сейчас является, это скоропалительное решение.

Вячеслав Ирильдеев, зампредседателя Народного Хурала:

— Еще наш первый президент Леонид Потапов говорил, что 66 депутатов Народного Хурала — цифра, проверенная временем, разными событиями. Когда-то наши предшественники уменьшили число депутатов до 66 и почему-то остановились именно на этой цифре. На это решение повлияло то, что Бурятия — национальная республика и изначально была поставлена задача, чтобы от каждого района был свой депутат. Так получилась цифра 33, причем даже при такой пропорции некоторые районы «потеряли» своего депутата. Сегодня у нас есть депутаты, которые представляют сразу два района, нет депутатов, представляющих коренные малочисленные народы. Кроме того, за разными цифрами надо понимать, что в Москве и других регионах все депутаты работают на постоянной основе, то есть для них это постоянное место работы. В Бурятии же таких депутатов только 14. С другой стороны, ничто не вечно, и эту ситуацию можно обсуждать, но нельзя забывать, что парламент — это не только законодательный, но и представительный орган власти. Депутаты представляют определенные группы людей, это люди, которые контактируют со своим населением и должны выражать и отстаивать их интересы. 

Александр Турчанинов-Родин, председатель райсовета Октябрьского района г. Улан-Удэ (1991-1994 гг.):

— Считаю, что для Бурятии Народный Хурал из 20 депутатов, работающих на постоянной основе, был бы оптимальным органом власти. Другой вопрос, как они должны работать и чего мы не видим в нынешнем разноголосом «собрании» из 66-ти избранников. Эти люди должны держать руку на пульсе, бдить, следить, давать конструктивные предложения, реализовывать их и наравне с правительством нести ответственность за результаты. Ничего этого нет, при том, что эти же районы представляют и депутаты райсоветов, и депутаты поселковых советов. Хурал из 20-ти депутатов как минимум два раза в год должен собирать представителей от поселковых советов до районных и все вместе работать над формированием решения пакета проблем, которые должны помочь людям труда, детям, пенсионерам… А не так, что каждый депутат пытается решать проблемы своего округа, изо всех сил стараясь «обойти» коллегу. Ответственность парламентарии должны нести за дела во всей республике, а не только за свой «огород». Причина в том, что ни у кого сегодня на земле, в муниципалитетах нет реальной власти, то есть финансов, полномочий. Отдайте муниципалитетам право самим решать свои вопросы, которые неизменно будут крутиться вокруг ЖКХ, школ и дорог, и позвольте парламентариям сконцентрироваться на республиканских темах. Тогда и вопросов к самим депутатам будет куда меньше.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 7 марта 2018

Заголовок в газете: От 20 до 50

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру