Эксперты – о коммерческой выгоде и двойных стандартах в торгово-развлекательных центрах в Улан-Удэ

«МК» в Бурятии» провел круглый стол по проблемам безопасности в ТРЦ столицы Бурятии

После адского пожара в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерове, унесшего десятки взрослых и детских жизней, начались массовые проверки подобных объектов по всей России.

«МК» в Бурятии» провел круглый стол по проблемам безопасности в ТРЦ столицы Бурятии
Пожарно-тактическая тренировка в ТРЦ «People’s Park».

На минувшей неделе журналисты наблюдали за показательными пожарными учениями в ТРЦ «People’s Park», которые окрестили «показушными».

Мало того, что прошли они неважно, огнеборцы не дали внятных комментариев по выявленным нарушениям, попросив отсрочку до середины апреля. А потому мы обратились за оценкой «слабых мест» этого и других торгово-развлекательных центров Улан-Удэ к независимым экспертам. Ими стали преподаватели кафедры «Промышленная экология и защита в чрезвычайных ситуациях» ВСГУТУ. Многое из услышанного стало не просто открытием, а настоящим шоком.

Оказание первой помощи условно пострадавшему.

Корреспондент: — Мы собрались обсудить «болевые точки» мест массового скопления людей, в частности, улан-удэнских ТРЦ. Можно сказать, насколько они готовы к пожарам?

Сергей Сергеев, сотрудник поисково-спасательной службы Управления по чрезвычайным ситуациям Улан-Удэ:

Фото: esstu.ru

— Когда еще не заложен фундамент здания, уже разработана и согласована документация по нему, ведь застройщики берут кредиты. И лишь в процессе эксплуатации и инспекции выявляются недостатки. Например, загромождение проходов. В «People’s Park» над эвакуационным выходом написали «Служебное помещение» и сдали его в аренду. А если сдают целый этаж, и несколько продавцов ставят там свои перегородки? Пожарные планы составляются по мере того, как приходит проверка, а она бывает раз в три года. Представляете, сколько перепланировок произойдет за это время? Прослеживается коммерческая выгода, которая ставится выше общественных интересов. Владельцы часто отмахиваются, но убыток от пожара получается несоизмеримо больше расходов на систему безопасности. Технические средства сигнализации должны обновляться своевременно, устаревшие аккумуляторы и датчики — меняться на более современные модели. Но обслуживающие организации получают мало, и поэтому халтурят много. В результате на пульте управления — полный порядок, но не факт, что необходимое направление сработает при возгорании. Между тем все должно функционировать словно единый организм. То есть одновременно отключаются эскалаторы, которые превращаются в лестницы, и грузовые и пассажирские лифты, которые сразу опускаются вниз и открывают двери. Синхронно работают система дымоудаления и доводчик на двери, благодаря чему в помещение проникает меньше дыма и огня, а люди дольше остаются живы. Еще сложнее с системой пожаротушения. Сейчас модули делаются так, чтобы вода и порошок не выбрасывались при ложной тревоге и хозяева не несли финансовых потерь. Вот на определенной площади и устанавливаются два датчика вместо четырех. Соответственно, чувствительность снижается, а опасность увеличивается.

Сергей Гулгенов, кандидат биологических наук, старший преподаватель:

Фото: esstu.ru

— Имеют место и двойные стандарты. Реальный случай. В одну организацию Улан-Удэ позвонили и сказали: «К вам идет проверка!». Естественно, работники открыли все эвакуационные выходы. Но вместо сотрудников МЧС приехали представители спецслужбы и заявили: «Выходы открыты? К антитеррористическим мероприятиям вы не готовы!». Нужно менять не только двери, но и ментальность.

Корр.: — Ну а если обозначить конкретные недостатки?

Сергеев: — К примеру, в «Сагаан Морине» есть подвал с торговой площадью, где стоят прилавки с синтетическими вещами. Вспыхнут они — какое задымление будет? А шанс выбраться? Конечно, система аварийного освещения имеется: как только выключается свет, загораются светодиодные лампы. Но батарейки рассчитаны на 7-9 месяцев, меняются же по факту. В том же «People’s Park» несколько узких эскалаторов с довольно высокими ступеньками. Если при пожаре посе- тители будут спускаться по ним, и возникнет давка, риск упасть очень высок. Для быстрой эвакуации в детсадах не более двух этажей, а в школах — не больше четырех, причем кабинеты начальных классов расположены всегда на первом. Вопреки строительным нормам и правилам в торгово-развлекательных центрах детские игровые зоны находятся выше второго этажа. Снова коммерческая выгода. По пути родитель купит ребенку соки, сладость, игрушки, а на месте — еще что-нибудь. Идет «раскрутка» на деньги.

Юрий Ханхунов, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой:

Фото: esstu.ru

— Возле улан-удэнских ТРЦ за исключением «Capital Mall» не предусмотрено достаточной площади для пожарных машин. Около «People’s Park» она встанет под неудобным углом, а к «Пионеру» и «Еврозоне» не подъедет вообще из-за автопарковок. Кроме того, на зданиях не замечено пожарных лестниц. Внутри ТРЦ в местах эвакуации стены не должны быть окрашены масляной краской. Также не должно быть множество рекламных баннеров и чрезмерно высоких потолков, усиливающих горение, и должны быть флуоресцентные мигающие дорожки или же флуоресцентные указатели со стрелочками, а также схемы эвакуации, расположенные при выходе с этажей. Но требования эти, увы, соблюдаются далеко не везде.

Корр.: — Допустим, худший исход событий (возгорание) все же начался. Какие меры необходимо предпринять и чьими силами?

Геннадий Ухеев, кандидат технических наук, доцент:

Фото: esstu.ru

— В 2011 году вышел федеральный закон «О добровольной пожарной охране». Все организации должны иметь такие структуры из числа своих сотрудников. На бумаге они есть, но на практике не готовы осуществлять свои функции. С чем это связано? Добровольцам полагаются определенные льготы и дополнительная плата, а материальные возможности не позволяют этого.

Сергеев: — К тому же в службе охраны — страшная текучка. Ее работник может отстоять на одном объекте и через неделю уйти на другой. Во всем штате на постоянной основе — около десятка человек, знающих все входы и выходы, а в ЧС на месте окажется лишь часть из них и, возможно, половина откажется от помощи окружающим — неизвестно, как отреагирует психика. Важно распределение обязанностей. Кто-то занимается эвакуацией, распределяя людские потоки по разным лестницам. Кто-то оказывает медпомощь, обладая необходимыми умениями. Ну а кто-то встречает пожарных.

Корр.: — К слову, как быстро нужно прибыть огнеборцам?

Ханхунов: — После того как заработала пожарная тревога, в минимальные сроки сотрудники-добровольцы выводят людей из здания, приступают к локализации очага с помощью огнетушителей и подручных средств и сообщают пожарным. Не более чем через 10 минут приезжает машина, уже наполненная водой либо тут же соединяемая с гидрантом. В зависимости от ранга отправляется несколько пожарных частей. Если он высший (третий), привлекаются дополнительные силы и средства со всего города. Время прибытия обусловлено системами оповещения, наличием пробок, качеством дорог, отдаленностью микрорайонов. Но если оно приближается к часу, кого-то пора снимать с должности… Проблема и в том, что Бурятия пока только переходит на единый номер вызова служб экстренного реагирования в России — 112.

Баир Бадмацыренов, кандидат технических наук, старший преподаватель:

Фото: esstu.ru

— Много внимания должно уделяться обучению персонала, чтобы он знал последовательность действий. Но вопрос упирается в финансирование. Владельцы зданий вынуждены оплачивать «ликбез» из собственного кармана, хотя государство могло бы оказывать им поддержку, выделяя часть средств. Нелишне было бы участить учения сотрудников МЧС. Время на эвакуацию, как и число пожарных в одном звене, не регламентировано — это зависит от количества людей в горящем объекте.

Корр.: — А какими средствами лучше бороться с огненной стихией? И хватает ли их? Сами эмчээсники говорят, что на весь Улан-Удэ — 2 лестницы по 50 метров, 2 — по 30, подъемник длиной в 32 метра, да 5 «кубов жизни».

Ухеев: — Технические средства тушения подбираются согласно размерам, планировке здания и множеству других нюансов. В торговых центрах с большими материальными ценностями воду использовать, конечно, нельзя. А вообще огнетушащих веществ недостаточно. На вооружении есть техника еще 80-х годов. В идеале нужно увеличить и количество пожарных частей в связи с появлением новых микрорайонов, например, Радужного и Светлого. В последний неплохо бы проложить дороги, поскольку после дождя пожарные машины не могут проехать туда. Но дело опять же в финансах.

Корр.: — Из чего же сделаны наши ТРЦ?

Ханхунов: — «Зимняя вишня» в Кемерове была реконструирована из бывшей кондитерской фабрики без соблюдения современных норм пожарной безопасности. ТРЦ нашего города построены с нуля. Скорее всего, сделаны по принципу «сэндвича» — железобетонная стена, пенопластовый утеплитель, который легко воспламеняется, и кирпичная кладка. В Бурятии имеется испытательная пожарная лаборатория, где должны проверяться строительные материалы для самого здания, и различные наполнители для игровых зон, прежде чем пускаться в дело. А в Улан-Удэ есть государственный противопожарный надзор, инспекторы которого обязаны проводить проверки и давать заключения по пожарной безопасности.

Корр.: — С 2007 года изменился Градостроительный кодекс РФ, и с тех пор объекты в эксплуатацию принимает не МЧС, а Госстройтехнадзор.

Ханхунов: — В таком случае ответственность несут и чиновники, которые, возможно, вступили в сговор с предпринимателями в Кемерове и подписали бумаги, закрыв глаза на нарушения, и сотрудники, которые заперли двери в залы. В «Эрдэме» и «Прогрессе», построенных еще в советское время, были эвакуационные выходы, прикрытые шторами. К тому же из старых кинотеатров попасть на улицу можно было сразу либо пройдя одну лестницу, а из новых — спустившись по нескольким эскалаторам.

Гулгенов: — Необходимо отметить низкий уровень обучения основам безопасности жизнедеятельности. Как правило, этот предмет ведут учителя физкультуры и бывшие военные. Вот и получается, что автомат разбирать умеют, а оказывать первую помощь — нет. Каждый год на базе нашей кафедры проходит региональный этап школьной олимпиады по ОБЖ. На сей раз во время нее я стоял на этапе «Медицина катастроф». И из 57 участников лишь 5 смогли спасти условно пострадавшего. Остальные не сумели наложить жгут, впали в ступор, увидев «кровь». Да что дети — взрослые не знают основ ОБЖ! Несколько лет назад на одной из конференций прозвучало: «Пожарная тревога! Срочно покиньте помещение!». Я организовал ребят и вывел их. Вместе мы продвигались к выходу вдоль стены и встретили по дороге сотрудников МЧС. А через несколько дней я узнаю, что единственный провел эвакуацию правильно. Поэтому подход нужно менять кардинально. Мы планируем выпустить памятки о безопасности в общественных местах и распространять их в образовательных учреждениях и разных организациях, чтобы люди могли защитить и себя, и других в чрезвычайных ситуациях.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 4 апреля 2018

Заголовок в газете: Пожарная тревога

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру