Наталья Борисова: «Они были поражены национальным колоритом бурятского цирка, которого не хватает другим коллективам»

Цирк Бурятии покажет ее жителям лунные шары и шаманские обряды

21 апреля 2018 года — Международный день цирка, праздник для клоунов, акробатов, гимнастов, жонглеров и поклонников этого вида искусства, чему будет посвящено большое цирковое шоу в ФСК.

Цирк Бурятии покажет ее жителям лунные шары и шаманские обряды
«Гуттаперчевые» девочки.

Сюрприз для своих зрителей работники бурятской цирковой арены начали готовить загодя. То тут, то там стали мелькать снимки реквизита, фото и видео с репетиций грядущего представления, где оказались задействованы даже столичные мастера. Руководство и артисты цирка Бурятии приоткрыли журналистам завесу тайны, а также рассказали о творческих планах и проблемах.

Корр.: — У готовящегося этношоу весьма интригующее название — «9 ветвей». Что оно означает?

Туяна ДОГДАНОВА, художественный руководитель:

— Вообще «9» — символическое и сакральное число, интерпретируемое по-разному. У нас это — девять историй, представленных по мотивам бурятских мифов и легенд, — об озере Байкал, боге Солнце, птице-лебеди и т.д. в цирковой интерпретации. Сам спектакль призывает познать свои корни, рождает дух предков, позволяет взглянуть с Запада на Восток и погружает в культуру Бурятии.

Корр.: — То есть на сцене публика увидит номера с национальным колоритом?

Догданова: — Весь предыдущий год, проведенный на гастролях, мы работали в стационарных цирках на достаточной высоте — по 20-26 метров, и повысили свое мастерство. Номера заметно усложнились. А сейчас благодаря привлеченным профессионалам обросли новыми трюками и элементами. «Девять ветвей» — пластический цирковой спектакль. Современный сценический танец «контемпорари», который включает самые разные направления и техники (от западного джаз-модерна до восточных йоги и цигуна), синтезируется здесь со световыми и визуальными спецэффектами (колесом Сира, лунными шарами, воздушными зорбами). Представление будет приправлено юмором и невероятной энергетикой — как женской, так и мужской. Все наши артисты примерят новые необычные образы!

Баир ГУРЖАПОВ, жонглер, акробат:

— Я участвую в трех массовых номерах — групповая скакалка, групповое жонглирование и вольтижная акробатика. Последний основан на повести о Гэсэре. По сюжету лучники охотятся на ланей, преподносят их в дар и просят прощения за то, что охотятся в лесу.

Екатерина ВАХНЯК, гимнастка:

— В программе — два сольных номера. И один из них — игру с хулахупами — исполняю я в роли шаманки, которая принимает подношения от воинов, входит в транс и т.д. В моем арсенале был похожий образ — но стандартный, с обрядовым одеянием и бубнами. А сейчас вот более модернизированный, с юбкой. Думаю, получится зрелищно!

Наталья БОРИСОВА, директор:

— По техническим причинам пока не будет подкидных досок (тренировки с ними продолжаются, а «сырой материал», как известно, не показывается). По идейным соображениям традиционно отсутствуют животные. Все время существования мы доказываем, что дарить праздник можно и без их эксплуатации. Но запланировано выступление гуттаперчевых девочек, знаменитых на весь мир, и театра современного танца «Угол зрения», создающего обрамление к основным номерам. Всего их 11, продолжительность каждого — от 5 до 10 минут, а длительность представления около 1,5 часа.

Ведущие «Школьного ТВ» с артистами Бурятского цирка Екатериной Вахняк и Павлом Истоминым (в центре)

Корр.: — Любопытно, кто же ставит столь сложную программу?

Догданова: — Наступает момент, когда устаешь вариться в собственном соку и жаждешь свежих идей. Поэтому мы решили пригласить режиссерско-постановочную группу из российской столицы. Мысль возникла, когда мы выступали в Большом московском государственном цирке на проспекте Вернадского и познакомились с его артистами. Постановка планировалась в прошлом году, но в связи с некоторыми обстоятельствами получилась только в этом. С нами согласились поработать режиссер-постановщик, легендарная гимнастка и дрессировщица Елена Петрикова, хореограф-постановщик, профессиональная артистка балета Наталья Новичкова и композитор, худрук группы «Арктида», наш земляк Дмитрий Машков и известный дизайнер Мила Шарапова. Они вдохновлялись картинами Рериха и Зорикто Доржиева, скульптурами Даши Намдакова, образами народных героев, которыми славится наш край, и «выплеснули» весь материал, собранный по крупицам, в интереснейший проект.

Борисова: — Музыкальное сопровождение к нему — не просто этническое, а этнороковое. Как пояснил сам Машков, он стал сотрудничать с братьями Запашными, ощутил всю масштабность их шоу и решил написать свою музыку к каждому номеру — как саундтрек к блокбастеру, причем внес бурятские инструменты в «киношный» звук. Ну а сценические костюмы будут не чисто бурятские, а стилизованные. То есть идея выразится не столько через внешний вид, сколько через внутреннее содержание, передаваемое пластикой и хореографией. Помню, когда мы привозили программу «Легенды Байкала» в старинный каменный стационарный цирк Чинизелли на Фонтанке, туда прилетали представители Российской государственной цирковой компании. И они были просто поражены национальным колоритом, которого так не хватает многим коллективам. Сказали: «У большинства — только перья да стразы, а то, что делаете вы — уникально! Продолжайте в том же духе, развивайтесь в этом направлении!». Вот и продолжаем. Каждый день я прихожу на репетиции, вижу, как «скелет» обрастает «мясом» и радуюсь.

Корр.: — За сколько можно полюбоваться на результат вашего совместного труда?

Борисова: — Бурятский цирк не так давно начал выезжать в большие города — Москву, Якутск, Хабаровск, Санкт-Петербург, где билеты на его представления стоят до 4 тыс. рублей, между тем как на родине — 300-600 рублей. Во столько же обойдутся они и на новое шоу в Улан-Удэ, которое пройдет в физкультурно-спортивном комплексе 20, 21 и 23 апреля. Будет и смешно, и страшно — в общем, захватывающе! Испытаете все эмоции, кроме слез. Если хочется попасть на «9 ветвей», лучше заранее позаботиться о местах. Пусть это положит начало дальнейшему творчеству и интересному обмену опытом с приезжими специалистами.

Корр.: — Наверняка для такой грандиозной премьеры закупаются особые цирковые снаряды и прочая бутафория? Средств хватает?

Борисова: — Весь реквизит заказывается в Москве, поставляется долго и является обычным, рабочим. Например, дополнительная лебедка: если раньше в воздух поднималась одна артистка, то теперь будет три. Что же касается финансирования, в 2018 году министерство культуры РБ выделило довольно серьезную сумму — 1,4 млн рублей. На каждый рубль этой субсидии мы выделяем рубль собственных средств. Итого получается около 3 млн. Их вполне достаточно.

Корр.: — Ближайшие планы уже определены?

Догданова: — Закрываем новой программой основной сезон в Улан-Удэ, с 29 апреля по 6 мая работаем с ней в Иркутске. Затем открываем детским фестивалем «В мире торжествует цирк!» летний сезон в бурятской столице и после него отправляемся в девятимесячные гастроли по Средней Азии. Вернемся только в мае 2019 года, сходим в отпуск. И планируем «рекламировать» Бурятию, рассказывать о ее достопримечательностях, в частности, осваивать «славное море», где пока нет культурных точек притяжения. Хотим поставить шапито в Турке на курортный сезон, чтобы туда могли приезжать туристы, в том числе с детьми, а также наши коллеги. Этой идеей очень заинтересовался Росгосцирк, который не может отправить сюда своих артистов, поскольку им негде выступать.

Корр.: — Отсутствие собственной сценической площадки — головная боль и цирка Бурятии, и театра «Байкал». Какое-то решение предвидится?

Борисова, Догданова: — У нас более плачевная ситуация — нет даже своей репетиционной базы, да и не было никогда. Базировались в Бурятском драмтеатре, в колледже искусств имени Чайковского, в агропромышленном колледже, сейчас — то в ФСК, то в КСК. Приходится терять рабочие дни, кочевать с тяжелым реквизитом из одного места в другое (только лебедки весят 600 кг), платить аренду и упускать многие возможности. Если бы был стационарный цирк, расширялся бы штат, а при наличии в нем системы дымоудаления и пожаротушения устраивались бы файер-шоу, как в других городах. Конечно, об этой проблеме знают и глава Бурятии, и правительство, и Народный Хурал. Надеемся, она решится. Наш коллектив как один из самых выездных в республике, продвигающий ее, должен иметь свое здание или хотя бы зал. Да и детям будет куда ходить, получать эмоции и готовиться к более «серьезной» культуре.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 18 апреля 2018

Заголовок в газете: Вдохновленные Рерихом и Намдаковым

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру