Александр Махачкеев: «Вопрос о смене Хамбо ламы может возникнуть только в экстренных случаях»

Съезд буддистов России прошел без сюрпризов

20-21 апреля в Иволгинском дацане прошел очередной съезд Буддийской традиционной Сангхи России. Ламы и миряне обсудили внутреннюю жизнь общины, подвели итоги и выработали планы на следующий пятилетний срок.

Съезд буддистов России прошел без сюрпризов
Хамбо лама Дамба Аюшеев.

В работе съезда впервые в постсоветской истории принял участие глава Бурятии Алексей Цыденов.

В преддверии этого собрания некоторые интернет-ресурсы распространили информацию о якобы назревающем конфликте между руководством республики и Сангхой и вероятных сюрпризах на сугунды (съезде). Действительно ли имели основания эти прогнозы?

На наши вопросы отвечает журналист Александр Махачкеев.

Александр Махачкеев.

— Александр Виссарионович, что ныне представляет собой Буддийская традиционная Сангха России?

— Сангха — это объединение буддистов всей России, то есть это организация федерального уровня. А то бытует неверное представление, что она включает только буддистов Бурятии. Происходит это потому, что резиденция Пандито Хамбо ламы находится в республике и соответственно здесь эпицентр буддийской жизни. Бурятия — традиционный центр российского буддизма. Это общепризнанный факт как в России, так и в мире.

Кроме нее дацаны и общины Сангхи расположены в Забайкальском крае, Иркутской области, Горном Алтае, Якутии, Хакасии, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве. Во всех этих регионах есть крупные религиозные объединения, которые входят в Сангху, а также отдельные общины — в целом около 50 общин. В Сангху и в ее руководящие органы входят представители различных наций, а не только буряты.

Но нужно сказать, что не все буддийские организации входят в Сангху. В первую очередь это общины Тувы и Калмыкии, которые исторически были самостоятельными. Не считая короткого советского периода. Между Сангхой и общинами этих буддийских регионов нет принципиальных разногласий, они поддерживают тесные и добросердечные отношения между собой.

Кроме традиционных буддистов есть и масса общин неофитов во многих крупных городах страны. Они появились с начала 90-х годов, некоторые как дань моде. Но в целом это свидетельство востребованности буддизма в современных условиях как на Западе, так и в Китае и России.

— С какими результатами подошла к съезду Буддийская традиционная Сангха России?

— Напомню, на сугунды 2008 года главным событием прошедшей пятилетки было признано обретение «нетленного тела» (эрдэни мунхэ бэе) Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова. А, кроме того, было открыто пять новых буддийских храмов и 10 субурганов, сооруженных в память о бурятских хамбо ламах. Тогда же было признано, что Сангха усилила свои позиции в российском обществе, стала «более цельной, единой организацией».

На прошедшем съезде в своем отчете Хамбо лама сказал об открытии Якутского и Байкальского дацанов, восстановлении сгоревшего Согчен дугана в Агинском дацане, строительстве Новосибирского дацана, возрождении Загустайского дацана в Селенгинском районе и т.д.

Хамбо лама перечислил ряд и других значимых событий, произошедших в жизни Сангхи, бурятского народа и в целом российских буддистов. Это открытие радио Buryad.fm, телеканала «Селенга ТВ», реализация проекта «Социальная отара», создание художественной мастерской «Эрхим-Дархан», спортивные турниры, проведение региональных конкурсов по бурятскому языку в Иволгинском дацане и многое другое.

— Сохранение и развитие бурятского языка и возрождение села через реализацию проекта «Социальная отара» это две очень трудные задачи. Справится ли с этим Сангха?

— Понятно, что борьба за язык и номадное животноводство будет долгой и упорной. Она только начинается, и говорить о победе будет преждевременно. Как говорит Хамбо лама: «Это сейчас две мои главные задачи, на решение которых не хватит всей моей жизни».

— Были ли вопросы к общему уровню буддийского духовенства и в целом к повышению духовности в обществе?

— На всех постсоветских сугунды участники уделяют особое внимание развитию духовного образования и повышению «учености лам». Переводятся на русский и бурятский языки канонические книги известных буддийских авторов на тибетском и старомонгольском языках.

С конца 90-х годов первоочередной задачей Сангхи стало не столько возрождение дацанов, сколько подготовка нового поколения российских лам. Сейчас выпускники буддийского университета в Иволгинском дацане, буддийской академии в Аге и зарубежных университетов значительно подняли общий уровень духовенства. В ближайшее время должен появиться и первый лхарамба — профессор по шкале светской образованности. Вы видите, что буддийские проповедники активно осваивают ТВ и Интернет. Проходят конференции, посвященные феномену нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова. Интересной формой стали Галшиевские чтения, это два в одном, когда одновременно разбирают поучения известного ламы и упражняются в бурятском языке. Безусловно, духовность этим не ограничивается и нужно двигаться дальше и глубже в этом самом важном вопросе для буддиста.

— Как в целом вы оцениваете роль Дамбы Аюшеева?

— За 23 года на посту Пандито Хамбо ламы Дамба Аюшеев превратил его в ведущий институт бурятского народа. Под его руководством после развала СССР Сангха проявила максимум творческих усилий и сумела нащупать верный путь к сердцам верующих. Она проявляет свои наилучшие творческие качества не только в религии, но и в области сельского хозяйства, национальной культуры, спорта, образования и СМИ.

Она способна к созиданию, поскольку ставит во главу угла служение народу, а не собственное обогащение. И не буддийскую отрешенность и созерцательность, а активную деятельность. Как сказал Хамбо лама: «Много лет я думал, как помочь своему народу. Ведь мы, ламы, избираем этот путь священнослужителя только ради одной цели — помогать людям. И если мы не будем этого делать, то наши верующие имеют полное право от нас отвернуться…».

— Можно ли считать его национальным лидером?

— Безусловно. Одно из главных направлений деятельности Сангхи это продолжение дела великих хамбо лам по укреплению бурятского единства. Сначала они объединили вокруг себя селенгинских бурят, затем всех остальных: хоринцев, хамниган, закаменцев и иркутских бурят, к которым в то время наряду с аларскими относились тункинские, окинские и баргузинские буряты. От Аларского дацана в Приангарье до Цугольского дацана в Аге.

Сегодня XXIV Пандито Хамбо лама говорит: «После прихода Итигэлова выросло первое поколение детей. Мы можем считать его особенным и внимательно наблюдать дальнейший путь по жизни. За ними войдут в жизнь второе, третье, четвертое, пятое и последующие поколения детей, которые, думаю, будут разделяться не родами, а поколениями».

— Что вы скажете о вбросе в информационное пространство республики слухов о вероятности конфликта между руководством республики и Сангхой?

— Это действительно муссируемые слухи, не имеющие под собой серьезных оснований. Алексей Цыденов чуть более года в республике, а за столь короткий срок никак не могла сформироваться критическая масса взаимного непонимания.

Он избран в сентябре, правительство сформировано в конце года и его экспресс только набирает ход. Но определенные результаты уже есть. Иногда кажется, что Алексей Самбуевич вездесущ, он одновременно пребывает на северах, в Тунке, Улан-Удэ, Москве, на полигоне в Вахмистрово и т.д. Настолько быстро он перемещается и решает застарелые конфликты и вопросы. В том числе принял участие и в работе Сангхи.

Напомню, что после известных событий 1998 года у Леонида Потапова не было никаких отношений с Хамбо ламой. Вячеслав Наговицын в основном ограничивался протокольными встречами на Итигэловских играх в сентябре и в первый день Сагаалгана. Алексей Самбуевич, напротив, сумел установить постоянную связь с Хамбо ламой и общается с ним напрямую, без посредников.

— Могут какие-либо региональные власти повлиять на ситуацию внутри Сангхи?

— Исключено. Сангха это самодостаточная и самовоспроизводящаяся система. Она зависит не от власти, а в целом от социально-экономического и политического состояния общества. Так, исход сельского населения подрывает социально-экономическую базу исторических дацанов. Это ведет их к экспансии вовне как по России, так и за рубеж.

Сангха это федеральная структура, а ее лидер, соответственно, фигура федерального масштаба. В соседней Иркутской области действуют четыре дацана Сангхи и еще три на стадии становления. Как можно отсюда повлиять на них?

— А федеральный центр?

— Религия это во многом традиции и каноны. Так вот, единственный из буддийских иерархов России Пандито Хамбо лама утверждался императором — высшей светской властью Российской империи. В отличие, скажем, от Восточно-Сибирского и Астраханского генерал-губернаторств, где высшие ламы Алари, Тунки и Калмыкии назначались губернаторами. Хамбо ламы исторически имеют прямой выход на высшую светскую власть российского государства. Визиты Владимира Путина и Дмитрия Медведева в Иволгинский дацан, наверное, о чем-то говорят?

Неслучайно действующий руководитель Сангхи является проверенным государственником, способным на самые решительные поступки. Напомню, что 31 декабря 1999 года он участвовал в ночном вылете на вертолете и.о. президента РФ Владимира Путина в Чечню во время второй чеченской войны. Ослабление Сангхи, в перспективе, может усилить иностранное (китайское или западное) влияние на российских буддистов. А федеральный центр на это никогда не пойдет.

В том числе и поэтому юрист БТСР Валерий Тагаров особо коснулся вопроса о процедуре переизбрания Пандито Хамбо ламы. Он специально обратился к представителям СМИ, сообщив, что традиционно на протяжении веков это пожизненная должность и вопрос о смене Хамбо ламы может возникнуть только в экстренных случаях.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 25 апреля 2018

Заголовок в газете: Фигура федерального масштаба

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру