Тайная жизнь восточной бестии в Бурятии

В школах Улан-Удэ приобрести насвай можно только по знакомству

После драматических событий, когда в Улан-Удэ школьник умер от передозировки насваем, прошло 4 года. За это время сотрудниками правоохранительных органов были закрыты многие точки сбыта табачной смеси.

В школах Улан-Удэ приобрести насвай можно только по знакомству

Те, кого не вычислили — ушли в подполье. Как итог, торговцы жевательным табаком перешли на интернет-площадки, и хотя поставки его из стран ближнего зарубежья прекратились, пустоту заполнили доморощенные химики. Тем временем в школах столицы Бурятии подросло новое поколение потребителей, для которых насвай стал вроде жвачки на каждый день. Где берут? В проблеме разбирался корреспондент «МК» в Бурятии».

Место встречи — туалет

Первыми о новой волне наркотической зависимости затрубили социальные сети. Так уж повелось в республике, что оперативность всегда за ними, да и отписаться анонимно легче, чем пойти в полицию. «Тема насвай. Во всех школах! В гимназии «N» давно уже. Администрация не хочет с этим соглашаться! Делают вид, что все у них нормально! В мужском туалете что творится», — пишет аноним, и его тут же подхватывают другие пользователи, выкладывая фотографии из школьных клозетов, где насвай липнет к унитазам после использования. Народный глас свидетельствует о том, что дорогу к злачным местам, где торгуют легким наркотиком, подростки знают лучше, чем школьную программу по математике, а учителя молчат, так как запуганы сверху, ведь подрывать репутацию учебного заведения не хочется никому.

— В школе об этой проблеме даже не задумываются, — рассказывает мама троих детей. — Когда младшие приходят с уроков домой, я частенько от них слышу, что старшеклассники опять туалет закрывали. Пройти невозможно, воняет у них там, они насвай едят, в туалетах все заплевано.

«Ладно, если бы это было один раз, ну парочку, но так уже несколько месяцев. Вдобавок, насколько я знаю, школьники сами покупают эту дрянь — 300 рублей небольшой пакетик, ну знаете, такие маленькие для фасовки с застежками. Ведь не сами же они фасуют, значит, кто-то из взрослых этим занимается».

Для проверки сведений анонима мы направились в одну из школ города, где, по слухам, насвай в ходу, однако результат такого похода оказался весьма удивительным. Тема насвая стала неким табу, тайной, о которой известно только посвященным.

— Нездоровая эта тема сейчас, — говорит Света, ученица 9 класса. — По школе, конечно, есть те, кто ходит и шмаляет, но они держатся особняком. В основном торчат в туалете или за школьной площадкой. Насвай тоже толкают между собой да знакомым. Сейчас в открытую вы его нигде не достанете. Если хотите купить, то легче через Интернет заказывать, либо только по знакомству.

Как выяснилось, у девятиклассницы Светы таких знакомых нет, да и сама она предпочитает с этим делом не связываться. Просто знает и все, а что до точки сбыта, то, со слов ученицы, ей ее никто не назовет. «Вы на школьника не похожи, вам старшеклассники ничего не скажут, даже если за руку поймаете. Своих никто не сдаст», — уверяет меня девочка.

Так оно и вышло. После 30 минут общения со школьниками начинаешь понимать, что ореол таинственности над насваем все-таки есть. Уже не так, как 4 года назад — зашел на Центральный рынок, накупил шариков и почесал в школу. Сейчас это закрытый клуб по интересам.

Вот еще один пример разговора с учеником, но уже не такой откровенный.

— Здоров. Мне друзья сказали, что у вас в школе насваем балуются.

— А с какой целью интересуешься? — осторожно спрашивает подросток.

— Купить хочу.

— Ну не знаю даже. Сходи вон туда (указывает в направлении частных домов и гаражей), говорят, там есть, — отвечает старшеклассник и уходит, пару раз оглядываясь. Видимо, не вызываю доверия.

Сор из избы

Самое интересное в этом эксперименте, что реакция администрации школы на вопрос: «Можно ли с вами поговорить о насвае?», оказалась неоднозначной. Не будем сейчас называть номер учебного заведения, чтобы не показаться клеветниками и не попасть под букву закона, но директор одной из школ категорически отказалась разговаривать на эту тему. Более того, когда мы уже покинули приемную директора, и к выходу из школы меня сопровождала завуч, я спросил у нее, можно ли воспользоваться школьным туалетом, на что мне было предложено пройти в служебный, мол, по требованию СанПиНа общей мужской уборной могут пользоваться только учащиеся. А вот уже после просьбы о проверке туалета на наличие следов употребления табачной смеси уборная и вовсе превратилась в объект повышенной секретности.

Опять же такое поведение очень просто объясняется нежеланием замарать репутацию. Ведь если ученики говорят одно, а директор другое, не за горами и проверка их министерством, а может быть, что похуже. У нас и так в охранниках числятся бабушки-вахтерши, а тут еще и наркотики.

«Кустарники»

— Вы же знаете, из чего насвай делается? — спрашивает девушка, имеющая опыт общения с наркоманами. — Табак, древесная зола, известь, куриный помет. Такую дрянь можно сделать и самому, все ингредиенты доступны, кто-то для вкуса может добавлять различные масла и приправы, но это редкость. То, что насвай исчез с прилавков на Центральном рынке и в других точках, проблему не решает. У нас в городе его заказывают через Интернет и соцсети, кто-то действительно изготавливает дома. То, что вы решили об этом написать, это, конечно, похвально, но эффекта ноль. В школах никто не встанет и не будет шмонать учеников, в туалетах никто дежурить не будет, а сами подростки не сдадут торговца, если, конечно, родители за руку в полицию не приведут. Но ведь, признайтесь, не поведут же. Даже я вам говорю это все на условиях анонимности.

С такими доводами, что бороться словом бессмысленно, согласны и некоторые пользователи социальных сетей, прокомментировавшие вышеуказанный пост от анонима. «Нужно не впустую писюльку в паблик строчить, а сделать фото/видео с указанием места/времени и участников события! А то, как обычно, кто-то напишет гневный пост, и, как водится, все поахали, поохали, покричали в комментариях — и все. Чего добился писавший пост? Лайки собрал? А ты возьми и сними на видео. Укажи номер школы, напиши ФИО директора! Только тогда есть надежда, что кто-то начнет шевелиться», — говорит читательница паблика, и вроде бы как права, но доводы в ответе куда весомее.

— За съемку вы от одиннадцатиклассников, сосущих насвай, по голове получите. А даже если нет, то неужели вы из той когорты людей, у кого всегда камера под рукой? У нас-то и сейчас кто-то с кирпичом ходит, где нет никакой камеры, — парировал на высказывание другой пользователь, отмечая, что данный пост — это только первый звоночек.

Но даже так никто из комментирующих ни разу не обмолвился, почему именно вреден этот, казалось бы, как считают школьники, безобидный наркотик.

Последствия

За 5-7 минут эйфории, которую испытываешь при употреблении насвая, приходится расплачиваться, как минимум, отравлением и сильной рвотой, которая возникает при первом закидывании. И это далеко не весь букет, который ждет любителей среднеазиатской экзотики. Поражения слизистых оболочек полости рта, появление никотиновой зависимости, поражение почек, печени, сердца. Так как чаще всего при производстве наркотика используется куриный помет, что в больших концентрациях способен сжигать растения (этот факт особенно знаком садоводам и огородникам), то и от язвенных болезней желудка насвайщики не застрахованы.

Что же касается школьников и их еще неокрепших организмов, то самое пагубное воздействие, конечно же, вызвано психическими расстройствами. Неуравновешенное поведение, трудности с запоминанием, состояние постоянной растерянности, проблемы социальной адаптации. Кроме того, насвай наряду с никотином способен очень быстро вызывать зависимость, а там и интерес к более серьезным наркотикам. Стоит отметить, что перечисленные последствия лишь результат долговременного применения, но ведь все знают, что родители могут не подозревать, что их драгоценный ребенок подсел на жевательный табак.

Но если с последствиями для здоровья еще можно бороться, то как быть с тем, что есть вероятность возникновения нового стихийного рынка по продаже насвая. Рынок этот будет уже не так прост, как раньше, он окончательно перейдет в сеть и станет такой же тайной, как спайсы и синтетические препараты. Сейчас новости уже не пестрят заголовками «В Улан-Удэ насвай продают по паспорту» или «В столице Бурятии изъяли партию насвая», потому как тема себя изжила, и в республике этой гадости стало в 100 раз меньше. Но давайте смотреть правде в лицо — спрос рождает предложение и колесо зависимости может закрутиться с новой силой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 25 апреля 2018

Заголовок в газете: Тайная жизнь восточной бестии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру