В общий котел: в Бурятии сбор платежей за все коммунальные услуги опять доверят чиновникам

Республиканские власти не сделали вывод из ошибок недавнего прошлого

За нынешней сумбурной жизнью региона с неудавшимся полетом дрона, политической клоунадой и шаманскими плясками те, кто действительно достоин пристального внимания, остаются в тени.

Республиканские власти не сделали вывод из ошибок недавнего прошлого

Политика, как говорят умные люди, это перепачканная в дерьме экономика. Пока на потеху публике пачками отлавливают аборигенов, вроде бы разжившихся на местной минеральной воде, все ждут, дойдет ли дело до копателей нефрита. Сегодня, по большей части, это люди пришлые. Хлебные места для бизнеса в стране давно распределены, теперь дележка лакомых кусков идет на окраинах. Местных зачищают, чтобы не мельтешили под ногами, а потому бойтесь данайцев, дары приносящих, и бдите за карманами во время очередного политического шоу. Их, судя по всему, в Бурятии будет еще множество.

Следите за РУКами

Мало кто в курсе, что сегодня тихой сапой завершает свое существование правительственное предприятие-банкрот ОАО «Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (cокращенно — ОАО «РУК ЖКХ»). Его учредителем в 2012 году выступила Бурятия в лице министерства имущественных и земельных отношений.

Республиканскому бюджету четырехлетняя активная деятельность ОАО «РУК ЖКХ», по самым скромным подсчетам, обошлась почти в 117 млн рублей. Именно столько деньгами и имуществом было направлено региональными властями в ее уставный фонд, содержимое которого впоследствии ушло за долги кредиторам. В октябре 2017 года суд принял решение о банкротстве ОАО «РУК ЖКХ» и открытии конкурсного производства.

А начиналось все в бытность зампреда правительства по инфраструктуре Николая Зубарева, как обычно, бравурными речами чиновников. Мол, создание «РУК ЖКХ» спасет разваливающееся жилищно-коммунальное хозяйство Бурятии путем привлечения инвестиций на модернизацию, ремонт и строительство коммунальных объектов.

Директором ОАО «РУК ЖКХ» был назначен заместитель министра строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Даши Цыремпилов. В совет директоров вошли тогдашний министр строительства и ЖКК РБ Виктор Мариничев, его первый заместитель Евгений Коркин, заместитель министра имущественных и земельных отношений РБ Павел Дорофеев, заместитель министра финансов РБ Всеволод Мухин, первый заместитель министра экономического развития и внешних связей РБ Тимур Будаев и Борис Хмелев, заместитель руководителя республиканской службы по тарифам.

Помимо немалых вливаний в компанию из регионального бюджета республиканские управленцы не преминули воспользоваться и обширным административным ресурсом. В качестве плацдарма для управленческих маневров во имя процветания бурятского ЖКХ ими были выбраны, прямо скажем, далеко не худшие районы Бурятии: Заиграевский, Кабанский, Мухоршибирский, Прибайкальский и Иволгинский. Органы МСУ в добровольно-принудительном порядке за мизерную арендную плату или даже вовсе бесплатно передали ОАО «РУК ЖКХ» по долгосрочным (25 лет) договорам концессии муниципальное имущество в виде коммунальных сетей, котельных и водозаборов. Аккумулируя платежи потребителей за жизнеобеспечение в сумме порядка более 450 млн рублей в год, привлекая инвесторов под гарантии республиканских средств, в том числе и имущества, ОАО «РУК ЖКХ» призвано было осуществлять планомерную работу по обновлению коммунального хозяйства республики. Как же эти планы в итоге воплотились в жизнь?

Откуда РУКи растут

Первым и, как оказалось, последним объектом строительства за четыре года работы министерской горе-компании стала котельная в поселке Татарский ключ Заиграевского района. Вот как описывали региональные СМИ злоключения в этом поселке после того, как бразды правления его коммунальным хозяйством взяло на себя ОАО «РУК ЖКХ».

Строительство котельной в Татарском ключе осуществлялось на кредитные средства Сбербанка в размере 42 млн рублей. В ее открытии в конце 2013 года принимал участие тогдашний глава региона Вячеслав Наговицын, и это несмотря на то, что Ростехнадзор отказался вводить новый объект в эксплуатацию. Ошибки в технических условиях и проектировании котельной, приобретение котлов, не соответствующих требованиям проектной документации, определили печальный итог строительства. Теплее в квартирах жителей Татарского ключа не стало, затраты на строительство не оправдались и не возместились. Сбербанку в счет кредита и процентов за него ушли средства из уставного фонда РУКа. Вместо неправильно построенной котельной впоследствии было принято решение о покупке новой еще за 42 млн рублей за счет бюджета региона.

Кроме полного провала строительства в Татарском ключе ОАО «РУК ЖКХ» может записать в свой актив провал работ и по ремонту сетей. Прошлым летом в Татарском ключе, где уже ни одна задвижка в сетях не держала, только на ремонт с заменой запорной арматуры, уже без участия РУКа, за счет местного и республиканского бюджетов пришлось затратить почти 8 млн рублей. К провалам ОАО «РУК ЖКХ» можно отнести и работу с потребителями. Долги населения Татарского ключа за тепло к 2017 году превысили 18,5 млн рублей. Кроме этого коммунальное хозяйство поселка задолжало 3 млн рублей за электроэнергию, 15 млн рублей — за поставки угля. ОАО «РУК ЖКХ» даже попыталось соскочить с этой темы, расторгнув концессионное соглашение в судебном порядке, дабы вернуть вложенные в Татарский ключ средства, но суд проиграло.

Другие муниципальные образования, глядя на эти «чудеса» министерского управления, решили от такого сотрудничества отказаться добровольно. Но, к примеру, Мухоршибирский район договор концессии смог расторгнуть только по суду. Три года ОАО «РУК ЖКХ» собирало плату с его жителей, но ничего из обещанного так и не сделало. А вот лакомые куски, типа поселка Онохой, где плата за коммуналку составляет порядка 5 млн рублей ежемесячно, ОАО «РУК ЖКХ» до последнего держало мертвой хваткой. Даже вопреки распоряжению и.о. главы республики Алексея Цыденова о необходимости разрыва концессионных соглашений в июне 2017 года замминистры упирались и судились до последнего.

Из прочих чудных дел ОАО «РУК ЖКХ» можно назвать учреждение им в 2014 году 12 дочерних компаний: ООО «ЖКХ Онохойское», ООО «ЖКХ Мухоршибирь», ООО «ЖКХ Заиграево», ООО «ЖКХ Оронгойское» и т.д.

Главной целью их появления, видимо, было проведение торгов на различные подрядные работы, от закупа ГСМ, стройматериалов, обслуживания компьютеров до поставок угля, в которых всегда должна была побеждать их прародительница ОАО «РУК ЖКХ». В 2015 году это почетное право перешло по наследству ООО «Теплоснаб». Там же сегодня работает последний директор ОАО «РУК ЖКХ» Сергей Рахчеев.

Кстати сказать, поставки угля — отдельная тема для анализа деятельности компании. Как говорят, сельские котельные и потребители их тепла немало натерпелись из-за того, что уголь приобретался на безальтернативной основе, втридорога, низкого качества по зольности и калорийности. При этом только за хранение угля три дочерние компании ОАО «РУК ЖКХ» в 2014-2015 гг. заплатили ей 121 млн рублей.

Отрицательная селекция

Жителей Бурятии выгодоприобретателями от деятельности ОАО «РУК ЖКХ» даже с большой натяжкой назвать трудно. Цели создания компании не достигнуты. Немалые средства из бюджета Бурятии бездарно растрачены. Но ни один чиновник в результате развала ОАО «РУК ЖКХ» не пострадал. Напротив, у большинства из них карьера идет в гору. Трое уже избавились от приставки «зам» и теперь являются первыми лицами в своих министерствах и ведомствах. Значит, были все-таки влиятельные персоны, кому деятельность РУКа была на руку. Но если вдруг окажется, что в исполнительной власти рука руку моет, то куда смотрит представительная? Ведь мы выбираем депутатов Народного Хурала РБ с тем, чтобы они следили за эффективностью расходования бюджетных средств. ОАО «РУК ЖКХ», между прочим, получало из бюджета Бурятии многомиллионную поддержку и в 2014-м, и в 2015 годах. Неужели ни у кого из почти семи десятков депутатов республиканского парламента не возникло вопросов к деятельности ОАО «РУК ЖКХ»? Возможно, избирателям стоит задуматься, а нужны ли нам эти люди в новом составе Народного Хурала? Ведь большинство из них никак не хотят оставаться без депутатских мандатов и будут участвовать в предстоящих выборах в этом году. Заодно можно поразмыслить и над тем, а могут ли в принципе государственные и муниципальные учреждения быть эффективными?

Вопрос актуальный тем более, что в недрах правительства Бурятии вновь зреет план по созданию аккумулятора платежей за услуги ЖКХ, но уже в масштабах республики. Получается, что в нашем регионе идет не только отрицательная кадровая селекция, но и отрицательная селекция проектов. То, что умерло на просторах пяти районов, будет внедряться на территории всей республики. Будущий региональный единый расчетный центр, по задумке чиновников, будет аккумулировать коммунальные платежи потребителей и далее распределять денежные потоки до поставщиков услуг. Нетрудно догадаться, что осуществлять этот проект будут люди из той же обоймы, что входили в совет директоров ОАО «РУК ЖКХ». По информации осведомленных источников, одобрение на реализацию проекта со стороны главы республики Алексея Цыденова ими уже получено. Механизмы властной машины, таким образом, запущены: ведутся переговоры с банком ВТБ по открытию транзитного расчетного счета, в бюджете республики изыскиваются средства на уставный фонд новой компании, и даже называется фамилия ее будущего руководителя. Этот пост прочат Елене Ткаченко, бывшему генеральному директору некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия» (ФКР). Согласно уставу этой организации, она «аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений», и выполняет роль «технического заказчика услуг и работ» по нему. Жители Бурятии не понаслышке знают об этой организации, к примеру, жильцы дома по ул. Гармаева, 55, еще долго будут находиться под огромным впечатлением от ее работы. Заказчики в лице ФКР завели подрядную организацию на реконструкцию крыши их дома. Когда рабочие сняли кровлю, то обнаружили, что все перекрытия сгнили. Возведение новых грозило полностью обрушить дом. Работы были приостановлены, более трех десятков человек на долгое время остались мерзнуть буквально без крыши над головой. Более чем странно, что ФКР организовал ремонт без соответствующей проектно-сметной документации и проведения технической экспертизы. Подобных историй в деятельности ФКР немало, а потому перспективы участия его бывшего руководителя в каком-либо проекте в сфере ЖКХ могут лишь добавить сомнения в его успехе.

Путин не указ?

Намерения региональных властей создать очередную посредническую структуру в ЖКХ сегодня уже идут, мягко говоря, вопреки веяниям в государстве. Буквально месяц назад президент России подписал поправки в Жилищный кодекс о прямых договорах с поставщиками услуг. Теперь потребители имеют полное право вносить оплату за коммуналку без посредничества управляющих организаций. Эти изменения в Жилищном кодексе выстраданы самой жизнью. Множество управляющих компаний, собрав деньги с собственников помещений за услуги ЖКХ, скрылись в неизвестном направлении. Добросовестные потребители из-за них стали злостными неплательщиками, а поставщикам услуг пришлось подсчитывать убытки. Все это не лучшим образом сказалось на качестве жизни людей. Будет ли бесперебойно поставляться тепло, вода и свет в квартиры, если денежные средства на работу систем жизнеобеспечения, их модернизацию и ремонт утекли в неизвестном направлении? Понятно, нет.

В Бурятии нововведения в Жилищном кодексе о прямых договорах с поставщиками услуг фактически давно реализованы. Структуры, обеспечивающие прямую связь потребителей с поставщиками услуг, возникли и развивались у нас эволюционным путем. Помимо операторов платежей в виде «Почты России», банков существует еще и ЕИРЦ (Единый информационно-расчетный центр). Они не аккумулируют плату за ЖКХ. Потребители сами расщепляют свои коммунальные платежи и самостоятельно решают, какую сумму и на какой счет в данный момент времени будут перечислять через операторов поставщикам. Система работает без сбоев и вполне устраивает всех участников рынка ЖКХ.

Государство сегодня минимизирует поле для злоупотреблений, воровства и коррупции, исключая условия для создания искусственных и непрозрачных связей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Конструкцию же, когда платежи за коммуналку будут собирать в один котел, из которого чиновничий менеджмент по собственному разумению станет распределять их поставщикам услуг, прозрачной и оправданной никак не назовешь хотя бы уже из-за состоявшегося провала правительственной компании ОАО «РУК ЖКХ».

Но, похоже, фокус с узаконенным отъемом и воровством денег у народа у кого-то уже входит в привычку. Остается только за фейерверками, политическими шоу и красивыми речами (сегодня в нашей жизни их явный переизбыток) не забывать следить за собственными карманами, которые норовят обчистить с виду вроде вполне приличные люди. Как говорится, скупой платит дважды, дурак — трижды, а лох — всю жизнь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 9 мая 2018

Заголовок в газете: Очумелые руки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру