Наталья Стефани: «Белые журавли моей памяти. Я пишу за вас всех. Я говорю от вашего имени»

Фронтовикам из Бурятии посвящается

Накануне праздника Победы в одной из социальных сетей наткнулась на цитату, приписываемую Василию Шукшину: «Я мальцом ещё определял, кто фронтовик, а кто крыса. Первые награды не носили, пили молча 8-го и 9-го… А крысы по школам в орденах, и про подвиги свои в газетах. Сейчас редко, где встретишь фронтовика...».

Фронтовикам из Бурятии посвящается
Илья Андреевич Суранов (в центре).

При всей противоречивости личности писателя, актёра и режиссёра, я не смогла пройти мимо, включилось критическое мышление. Каким мальцом? Когда война закончилась, Шукшину было 16 лет, рос в деревне, повзрослел рано. Мог ли он именовать себя мальцом? Сомневаюсь. Да и много ли в 1945 году по деревням и сёлам вернулось фронтовиков, чтобы их классифицировать. Не будем забывать, что Шукшин умер в 1974 году, а День Победы стали официально праздновать лишь спустя 20 лет после окончания войны. Когда фронтовики на памяти Василия Макаровича успели по школам выступать? Стала «гуглить», чтобы найти первоисточник. Не нашла. Зато нашла «сенсационные» откровения Германа Обухова, координатора Международной (обратите внимание) антипутинской (а на самом деле антироссийской) коалиции «Стоп фашизм в России», опубликованные на сайте «Радио Свободы». Прочитала. И мне стало ясно, откуда у этого определения «Шукшина» ноги растут. Кто такой Обухов? Координатор. Человек, когда-то в Союзе сидевший по политическим статьям, в конце 80-х получивший политической убежище в США, а затем и гражданство. Кто о нём знает, помнит? А кто такой Василий Шукшин? Величина. Глыба. Писатель из народа, плоть от плоти его. Простой русский мужик. Известный каждому. Ему точно поверят.

И ведь верят! Поддавшись авторитету личности, не только случайные люди, но даже мои друзья, не задумываясь, «постят» ложь на свои страницы, разнося её дальше по миру. А задуматься бы стоило!

Что мне даёт право думать, что данная цитата фальсификация? Да всё содержание «откровений» господина Обухова, которые утверждает, что все мы, сегодня живущие – «жертвы хорошо продуманной казуистической советской пропаганды», ну, и как следствие путинской. Поэтому он берёт на себя смелость и труд открыть нам глаза, просветить, так сказать, поведав о «подлинной и гнусной» роли СССР во Второй мировой войне. Автор приводит страшные факты, а главное, «неизвестные» факты о внешней политике СССР накануне Великой Отечественной войны. Автор «наивно» полагает, что он открывает нам Америку (естественно, ему известно, что это не так). Потому что информацию, которой он спекулирует, легко можно найти в учебниках истории, издававшихся и, самое главное, не только разрешённых, но и рекомендованных Министерством образования России ещё в 90-е и далее годы. Я не говорю уже о книгах Виктора Астафьева и Василия Гроссмана, которые по-прежнему в продаже, никто их не запрещал. Так что ни Секретный протокол к Пакту Риббентропа-Молотова, ни совместный парад советско-германских войск в бывшем польском Бресте в сентябре 1939 года ни для кого уже давно не секрет.

Зачем же координатор Обухов их нам напоминает? Ответ прост. Для того, чтобы посеять сомнения, стыд и страх, и тем самым разрушить доверие, ослабить единство. Потому что, если бы цель была иной, например, действительно показать Вторую мировую войну во всей её неприглядности, но честно и объективно, из «Истории» Обухова, из «правдивой» истории, не были бы выброшены такие факты, как, например, «Мюнхенский договор» 1938 года, когда судьба Чехословакии, за её спиной и без какого-либо участия в обсуждении, решалась гитлеровской Германией за столом переговоров не с коммунистическим СССР, а с демократическими государствами – гарантами мира и независимости – Великобританией и Францией.

Любая война несёт с собой смерть, лишения и страдания. А с позиции человеческого сердца? Отечественная война – она справедливая? Да, справедливая, потому что эта война всего народа, ценой своей жизни, защищающего независимость своей Родины.

22 июня 1941 года нацистская Германия напала на СССР, с этого момента Вторая мировая война для страны, для всего советского народа превратилась в справедливую. Она стала тяжёлым испытанием для советских людей. Вчерашние мальчишки, родившиеся в 1923 году, ещё не научившиеся воевать, были выбиты практически все, навечно оставшись восемнадцатилетними. И именно это никому не даёт право считать их смерти бессмысленными.

А сегодня, стараниями разного рода координаторов, тех, кто дошёл до Берлина, именуют крысами и обвиняют в мародёрстве и насилии. Чтобы очернить память создаются специальные сайты, на которых публикуются разные страшные истории про немецких девочек и мальчиков, якобы изнасилованных советскими солдатами. Было бы глупостью опровергать, что какие-то из этих историй подлинные. Но это не было государственной политикой, не было планом тотального уничтожения, даже актом возмездия не было. Это было психологической травмой, нанесённой войной, страшной нечеловеческой усталостью мужчин, в истории болезни которых были сожжённые заживо, замученные, повешенные, умершие от голода, погибшие при бомбёжках дети, жёны, матери. Да и так ли много было этих страшных человеческих трагедий, через которые нам сегодня пытаются внушить общую национальную вину?

Однако, кому-то очень нужно бросить тень на советского солдата-освободителя. Ибо слишком высоки дивиденды в новой игре за территориальный передел мира. Ведь мы не дураки и хорошо понимаем, что является конечной целью хозяев всех этих координаторов. Природные ресурсы России, её полезные ископаемые, запасы пресной воды давно не дают покоя многим в мире. Поэтому им так важно истребить память о подвиге наших дедов и прадедов, а оставшееся очернить, извратить, опоганить.

Когда-то очень давно, в детстве, я смотрела документальный фильм о Второй мировой войне. Я не могу проверить, потому что не могу себя заставить пересмотреть, это просто невыносимо для меня. Но закадровый текст вначале фильма я запомнила очень хорошо. «11 ноября 1918 года во Франции, в Компьенском лесу, в штабном вагоне маршала Фоша, немцы подписали капитуляцию. Мировая война закончилась. Репортёры разных стран бросились к телеграфам и в свои редакции в Париже, чтобы сообщить миру радостную весть. Все ликовали. И только старый французский журналист в одной из редакций воспринял эту информацию абсолютно спокойно, если не сказать хладнокровно. Когда более молодые коллеги удивлённо спросили у него, почему он не ликует, он ответил: «Я очень давно живу, и я знаю людей. Пройдёт совсем немного времени, умрут те, кто видел эту войну и мир сотрясёт ещё более страшная война». Его слова оказались пророческими. 1 августа 1939 года Европа отметила скорбную дату - 25 лет с начала Первой мировой войны, а спустя месяц немцы нарушили границу Польши, началась Вторая мировая. Европе понадобилось всего 25 лет, чтобы допустить новую катастрофу.

Мы держимся уже 73 года. Потому что мы не забываем.

Я родилась в 1969 году, спустя почти четверть века после окончания Великой Отечественной Войны, но самым первым, самым ярким впечатлением моего детства стал голос Марка Бернеса. Трехлетней девчонкой, забравшись на колени к деду, я слушала этот проникновенный голос, с неподдельной искренностью тосковавший о сожжённой врагами хате, а ещё о журавлях, в которых превратились погибшие солдаты. Так в мою жизнь вошла песня «Журавли», любимая песня многих фронтовиков. Каждый раз, когда я её слышу, я вспоминаю своего любимого деда, Василия Романовича Штепа, участвовавшего в войне с Японией. Я думаю о том, что где-то под Дорогобужем в Смоленской области есть братская могила, в которой захоронено тело другого моего деда - Василия Григорьевича Жерлова, погибшего в 1942 году в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции. А ещё я думаю о том, что стихи этой песни Расул Гамзатов написал на аварском языке, перевёл их еврей поэт Наум Исаевич Гребнев (Ромбах), а на музыку положил другой еврей – композитор Ян Френкель. Я думаю о том, что на той войне в одном окопе, танке… рядом не раз оказывались русский и еврей, грузин и армянин, бурят и азербайджанец…

Благодаря кому мы, дети одного советского народа, спустя 73 года после окончания той страшной войны, оказались по разные стороны линии фронта?

Установление статуса ветерана Второй мировой войны для участников эсесовских формирований в Латвии, популяризация фашизма на Украине, перенос Бронзового солдата и праха воинов с холма Тынисмяги в Эстонии, демонтаж монумента Победы в Грузии. Это было лишь только начало. Сегодня идёт самая настоящая информационная война, жертвами которой становится всё больше и больше людей. Ведь мерзавцы и негодяи рядом с собой поставили великих, но, увы, уже ушедших, не способных, ни ответить, ни себя защитить – Астафьева, Жжёнова, теперь вот Шукшина. В ход идут фальсификации и грязные технологии. Участникам войны отказывают в самом святом – их праве быть. Быть настоящими. Как, например, Владимир Абрамович Этуш, добровольцем ушедший на фронт в 1941 году и отметивший 6 мая 2018 года своё 95-летие.

За годы работы в районной газете на севере Бурятии мне не раз приходилось встречаться с непосредственными свидетелями войны, теми, кто воевал, кто соучаствовал в войне, работая в тылу, кто страдал в концлагерях, кто выжил в оккупации. Я хорошо знаю, как голодали здесь в Улан-Удэ, казалось бы, так далеко от войны, моя мама и её старший брат. Кто не может представить, прочитайте повесть Сергея Бухаева «Печаль моя светла...» и тогда, может быть, вы перестанете удивляться, почему в Бессмертном полку идут с орденами и медалями нынешние 80-летние. Дети войны - маленькие её труженики, единственные, кто по-прежнему обойдён государством в материальной компенсации за свой труд и страдания.

Белые журавли моей памяти. Я пишу за вас всех. Я говорю от вашего имени…

Мария Агапова -Кугаевская(справа) с боевой подругой, 1944 г , Югославия.

Мария Григорьевна Кугаевская. До встречи с ней, я была уверена, что в годы войны мобилизации подлежали только мужчины, а женщины шли на войну добровольцами. Мария Григорьевна же, девятнадцатилетней девчонкой попавшая на фронт, рассказала, что была призвана в армию в 1943 году Переславль-Залесским РВК. В сражении на Курской дуге участвовала её сестра Евдокия, на строительство оборонительных рубежей под Москвой была мобилизована сестра Анастасия.

Всего в семье Марии Григорьевны были мобилизованы 7 человек. В первые же дни войны, в районе Бирча, под Дрогобычем (Львовская область), погиб брат Семён. Кадровый военный, написавший, накануне нападения Германии, в письме матери: «Получил отпуск, дома буду 22 июня».

Сама Мария Григорьевна, а тогда просто Маша Агапова, вначале была направлена в аэростатную часть в город Ярославль.

В последствии, когда линия фронта передвинулась дальше на Запад, Марию Григорьевну направили в город Череповец Вологодской области в школу ПВО, где учили отличать советские самолеты от немецких. На фронте в задачу Маши Агаповой и её подруг входило слежение за немецкими самолетами: «Стояли на постовых вышках в любую погоду, за спиной винтовка, в руках бинокль. По звуку, по хвостовому оперению, по конусной части определяли вражеский самолет, затем направление его полета, по прямой связи передавали информацию в штаб».

Победу Мария Григорьевна встретила в Югославии, в городе Валево, но осталась в строю, потому что была направлена в Венгрию, для охраны зенитных орудий, и только в начале осени 1945 года она, демобилизовавшись, вернулась в родной город. Умерла в феврале 2017 в возрасте 93 лет. Похоронена в посёлке Кичера Северо-Байкальского района.

Илья Андреевич Суранов. На фронт попал девятнадцатилетним мальчишкой в январе 1942 года. Сразу был направлен в Читинскую школу радистов, и по окончании ускоренных трёхмесячных курсов, переброшен на Запад. Где после нескольких месяцев нахождения в 185-м формировочном полку, был определён в состав радиороты 65-го полка связи 22-й армии 2-го Прибалтийского фронта. Участвовал в освобождении Литвы, Латвии, в разгроме курляндской группировки противника, войну закончил под городом Мяжекяй. Но демобилизовался он лишь только в марте 1947 года, так как сразу после окончания боевых действий был направлен в город Горький в школу старшин для обучения радиоспециалистов. Вернувшись в родное село, Илья Андреевич сначала работал кладовщиком в детском доме, налоговым инспектором при поселковом совете, но затем его как фронтовика и хорошего специалиста направили радистом на Кабанский рыбозавод. А в 1953 году по направлению Улан-Удэнского Рыбтреста Илья Андреевич был переведён на Нижнеангарский рыбокомбинат, где и проработал радистом до его реорганизации. Следующим и последним местом работы Ильи Андреевича стала Северо-Байкальская геологоразведческая партия, отсюда он ушел уже на пенсию. Умер в 2009 году. Похоронен в посёлке Нижнеангарск.

Михаил Николаевич Лисин.

Михаил Николаевич Лисин. Был мобилизован 15 января 1943 года из десятого класса. В составе тридцати пяти человек их команда пешком по льду Байкала шла до Усть–Баргузина, а затем по тракту до станции Татаурово. В марте 1944 года Михаил Николаевич окончил офицерское училище в городе Улан – Удэ. Первый свой бой принял на Украине, под городом Кременчуг–Знаменским. В августе 1944 года участвовал в Ясско – Кишиневской операции. А 27 марта 1945 года при форсировании реки Грон, в ходе Венской наступательной операции советских войск, пулеметчики взвода Михаила Лисина первыми высадились на вражеском берегу, и с боем закрепились на нем. Именно за этот бой, где несколько раз пришлось ходить в атаку, Михаил Николаевич и получил орден Красной Звезды, а ещё - 21 осколочное ранение. Всю последующую жизнь носил он 11 осколков в своём теле. И только он один знал, как ноют по ночам старые раны. И как бессонными ночами встают, перед глазами, лица погибших товарищей, которые навсегда остались лежать в чужой земле. Умер в 2010 году. Похоронен в селе Верхняя Заимка.

Анна Дмитриевна Пуховская. В декабре 1941 была призвана Троицким РВК Челябинской области. Её, вчерашнюю студентку медучилища, определили в эвакогоспиталь № 3038 10-ой армии Западного фронта, войска, которой участвовали в Тульской наступательной операции.

Анна Дмитриевна Пуховская.

Контрнаступление под Москвой началось по всей линии фронта. 6 декабря 1941 года, не завершив полностью своё формирование, начала наступление под Тулой и 10-я армия. Войска армии, сосредоточенные в 25-30 км от линии фронта, вступали в сражения с ходу.

Анна Дмитриевна вспоминает: «Под Тулой было очень тяжело. Но еще тяжелее под Ржевом. Раненых везли сплошным потоком». В январе 1942 года 10-я армия была переброшена на другой фланг Западного фронта. Советские войска начали Ржевско-Вяземскую наступательную операцию. Эвакогоспиталь следовал за армией.

Во время войны войска нередко переформировывали. В результате одного из таких переформирований оказалась Анна Дмитриевна на Ленинградском фронте, под Колпино. Затем 2-ой Прибалтийский, освобождение Прибалтики. Победу встречала два раза, 9 мая 1945 — под Ригой в местечке Ауце, а второй раз – в Харбине, 2 сентября. 9-го августа 1945 г. началась Маньчжурская операция советских войск, так что войну Анна Дмитриевна закончила уже на Дальневосточном фронте, после разгрома Квантунской армии. Умерла в 201. Похоронена в Северобайкальске.

Белые журавли моей памяти. Я пишу за вас всех. Я говорю от вашего имени. Это вы мои свидетели той страшной войны и той Великой Победы, которую никому не запятнать. Потому что вы по-прежнему с нами в Бессмертном полку – святые ратники Святой России.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 9 мая 2018

Заголовок в газете: Наталья Стефани: «Белые журавли моей памяти. Я пишу за вас всех. Я говорю от вашего имени»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру