Алексей Цыденов: «Мы взяли их на карандаш»

В лесах Бурятии экономика становится политикой

Есть расхожее выражение: лес рубят, щепки летят. И надо сказать, что выражение это как нельзя лучше описывает происходящие в Бурятии события.

В лесах Бурятии экономика становится политикой
Сельский сход в Закаменском районе. Фото: пресс-служба правительства РБ.

Сначала было слово

Все началось с петиции против вырубки лиственницы в Закаменском районе. Активисты, радея за экологию, выступили против реализации инвестиционного проекта заготовки и глубокой переработки древесины, противопоставив «китайской экспансии» и угрозе «опустынивания» сохранение природы для потомков. Сработало. Петиция набрала более 15 тысяч голосов, в Закаменске с участием членов правительства был проведен сельский сход, где было решено, что реализации инвестпроекта на закаменской земле не бывать. Сам инвестор из Поднебесной, господин Ли Шубо, тоже вынужден был отказаться от своих планов по созданию лесоперерабатывающего комплекса в районе, боевой настрой жителей которого не сулил ему ничего хорошего в будущем.

Это произошло 11 мая. А в понедельник, 14 мая, репутация общественников дала трещину: на площади Советов случился несанкционированный митинг, участники которого выступили с теми же самыми требованиями — не допустить китайскую компанию «МТК-Дженькей» в таежную Закамну. Спрашивается, зачем проводить митинг, да еще несанкционированный, по вопросу, который был мирно и благополучно разрешен три дня назад? Зачем омрачать «светлую» идею и рисковать людьми (11 участников акции протеста были задержаны сотрудниками полиции)?

Судя по всему, несанкционированный митинг, собравший у парадного подъезда резиденции главы Бурятии порядка 150 человек, был частью плана, не предполагавшего мирное разрешение конфликта. Местами акция срывалась на откровенную провокацию в искусственном стремлении накалить обстановку до предела — например, до скручивания рук, задержаний и драк.

Министр МВД РБ Олег Кудинов просит разойтись. Фото: arigus.ru

К слову, после митинга социальные сети и в самом деле запестрели комментариями и видео о «зверствах» бурятской полиции, что далеко от истины. Стражи порядка минут 40 терпеливо уговаривали граждан разойтись, прежде чем приступить к более решительным действиям. Работа у каждого своя, кто-то устраивает конфликты, а кто-то старается их не допустить...

Мы взяли их на карандаш

В этот же понедельник, 14 мая, глава Бурятии Алексей Цыденов на пресс-конференции заявил о том, о чем, собственно, эксперты стали догадываться сами — о политической подоплеке этих событий.

— В нынешнем году будут выборы депутатов Народного Хурала и главы Закаменского района, и эту ситуацию отдельные товарищи использовали ради собственных предвыборных интересов, — сказал Алексей Цыденов. — О соглашении с компанией «МТК-Дженькей» было известно давно. Ни у кого вопросов не возникало, пока мы не дошли до выборов. Люди введены в заблуждение. Их патриотические чувства к родине, району используют в корыстных целях. Кто это инициировал, мы уже знаем. Мы взяли их на карандаш.

Алексей Цыденов. Фото: пресс-служба правительства РБ.

За деревьями не видят лес

Однако главную опасность для забайкальской тайги представляют так называемые «черные лесорубы» — преимущественно местные жители, наносящие колоссальный ущерб экологии региона, включая ту же Закамну.

— Проблема отрасли — незаконные рубки и теневой оборот древесины. Нелегальный бизнес не приносит налогов в бюджет республики и не заинтересован в создании официальных рабочих мест. Если средняя цена леса за кубометр пиломатериала в Читинской области по итогам прошлого года составила 128 долларов, а в Иркутске — 132 доллара, то у нас в два раза меньше — всего 63 доллара. Это следствие масштабного воровства. Лес продают за наличные без уплаты налогов. Нет легальной налогооблагаемой базы, нет легальной выручки у предприятий, в связи с этим они не оформляют своих работников в соответствии с законодательством. От этого, в первую очередь, страдают люди — они лишены социальных выплат, медицинской страховки, — сказал глава Бурятии, отметив, что ситуация в лесной отрасли требует принятия конкретных мер.

— Наша задача — навести порядок в лесу. Мы сейчас взялись за самих себя.

Интересно, кому «серые» лесопользователи продают лес? Не тем ли самым бизнесменам из Китая, представителей которых 11 мая жители Закаменского района дружно изгнали со своей земли, равно как и из собственной муниципальной экономики («МТК-Дженькей» планировал инвестировать в строительство комплекса 753 миллиона рублей и создать 200 рабочих мест). «Пускай лучше наши рубят», — звучат слова, ставшие за последнюю пару недель лозунгом. Вот только экологии, в общем-то, плевать на лозунги, равно как и на то, чей топор ее уничтожает.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 16 мая 2018

Заголовок в газете: Алексей Цыденов: «Мы взяли их на карандаш»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру