Первый заместитель прокурора Бурятии: "Если к нам идут, значит, доверяют"

В 2017 году в органы прокуратуры за помощью обратилось более 23 тысяч человек

Ежегодно в прокуратуру Бурятии как в последнюю инстанцию обращаются тысячи жителей республики. О том, с какими жалобами люди и даже целые коллективы идут в надзорный орган республики, как их рассматривают, «МК» беседует с первым заместителем прокурора Бурятии Александром Муравьевым.

В 2017 году в органы прокуратуры за помощью обратилось более 23 тысяч человек
Александр Муравьев. Фото: прокуратура РБ.

— Александр Кириллович, скажите, как часто люди обращаются к вам? И как бы вы оценили степень доверия граждан к органам прокуратуры?  

— Активность граждан, их готовность и стремление к защите своих прав является одним из критериев, которые позволяют судить о доверии общества к госорганам. Анализ обращений позволяет сказать, что рейтинг прокуратуры достаточно высок. Если к нам идут, значит, доверяют. Последние несколько лет мы стабильно отмечаем рост числа заявлений от граждан. За 2017 год поступило более 23 тысяч обращений, из них разрешено непосредственно в нашем ведомстве около 11,5 тысячи, и почти каждое четвертое обращение признано обоснованным, по ним приняты меры прокурорского реагирования. На личный прием к прокурорам в 2017 году обратилось около 7 тыс. человек.

Отмечу активную гражданскую позицию наших жителей, их непримиримое отношение к несоблюдению законности от кого бы они не исходили. Мы благодарны таким гражданам за то, что с их помощью выявляются нарушения.

— С какими жалобами к вам чаще всего приходят?

— Более половины разрешенных обращений содержало информацию о нарушении прав в сфере надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. В прошлом году около 1 тысячи заявлений поступило от граждан в сфере оплаты труда. По результатам рассмотрения доводы половины обращений признаны обоснованными. В истекшем году пресечено 3,5 тысячи нарушений, удалось погасить задолженность по оплате труда на общую сумму 259 млн рублей. Так, Северобайкальской межрайонной прокуратурой в 2017 году приняты масштабные меры по восстановлению трудовых прав работников ООО «Транспортная строительная компания» и ООО «Байкалремстрой-2». В суд направлено свыше 100 заявлений о выдаче судебных приказов по заработной плате работникам данных предприятий. Сотрудники прокуратуры участвовали в отборе заявлений и объяснений от граждан, предъявляли заявления в суд. В итоге по результатам принятых мер взыскано более 22 млн руб.

В некоторых случаях причинами задолженности были преступные действия руководителей организаций. К примеру, по факту невыплаты заработной платы руководством ЗАО «Улан-Удэстальмост», ООО «Байкал-тех», ООО «Управляющая компания «Уют», НАО «Нептун», ООО «Транспортная строительная компания», ООО «Геопост» и др. по материалам прокурорских проверок возбуждены уголовные дела, часть из них направлена суд.    

— Насколько известно, граждане часто жалуются на нарушения в области ЖКХ.

— В 2017 году прокурорами разрешено более 900 обращений в этой сфере. Массовый характер приобрели обращения на действия ОАО «Читаэнергосбыт», связанные с начислением платы за электрическую энергию на общедомовые нужды. Надзорные мероприятия повлекли уменьшение на четверть по сравнению с 2016 годом количества жалоб этой категории. По итогам рассмотрения нами удовлетворено более 200 обращений.

Поводом для жалоб граждан в органы прокуратуры является также неисполнение органами местного самоуправления обязательств по предоставлению жилых помещений на условиях социального найма, в том числе детям-сиротам, нарушения при переселении граждан из аварийного и ветхого жилья. Таких жалоб рассмотрено свыше 700. В качестве положительного примера можно рассказать об обращении оставшейся без попечения родителей жительницы Северобайкальска. Еще в 2014 году решением главы муниципального образования девушка поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма. В феврале 2018 года прокуратура направила в Железнодорожный районный суд Улан-Удэ исковое заявление с требованием обязать министерство социальной защиты населения республики обеспечить заявителя благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, которое судом удовлетворено.

Кроме того, продолжают оставаться актуальными обращения о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами службы судебных приставов. За истекший год прокурорами разрешено более 600 обращений в этой сфере. Наиболее распространены такие нарушения исполнительного законодательства, как списание с арестованных счетов в кредитных организациях денежных средств должника, на которые обращать взыскание запрещено, удержание денежных средств из доходов должника в количестве, превышающем порог, установленный законом, длительное бездействие службы судебных приставов при исполнении судебных решений.

Треть всех разрешенных обращений (3,5 тысячи) касалась вопросов нарушений закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, при производстве следствия и дознания. Зачастую обжалуются бездействие дознавателя или следователя при проверках сообщений о преступлениях, при производстве предварительного расследования по уголовным делам, необоснованная волокита при принятии правовых решений по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях, несогласие с принятыми по результатам доследственной проверки решениями.

К примеру, при рассмотрении обращения жителя Хоринского района прокуратурой установлено, что сообщение заявителя об умышленном поджоге его гаража органом полиции не зарегистрировано, рапорт не составлен, проверка по сообщению о преступлении не проведена и правовое решение не принято.

После внесения требования нарушения закона устранены и по результатам доследственной проверки возбуждено уголовное дело.

— Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением органами государственной власти и местного самоуправления законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений. Выявлялись ли какие-либо нарушения в этой области?

— Помимо того, что прокурорские работники сами разрешают обращения граждан, они осуществляют надзор за тем, как другие государственные органы рассматривают поступившие им жалобы. Выявляются факты нарушений прав граждан на обращение в уполномоченные органы. В подавляющем большинстве случаев должностными лицами игнорировались требования федерального законодательства о рассмотрении обращений в 30-дневный срок, направлении в адрес заявителей мотивированных ответов. Зачастую чиновники не обеспечивали всестороннее рассмотрение доводов граждан. При этом наибольшее количество нарушений допускается должностными лицами органов МСУ. За истекший год по выявленным нарушениям федерального закона по постановлениям прокурора привлечено к административной ответственности 36 должностных лиц. А к дисциплинарной ответственности — 84 должностных лица.

— А не свидетельствует ли большое количество обращений о том, что многие из них остаются без надлежащего разрешения, и граждане вынуждены писать в прокуратуру снова и снова?

— Конечно, нет. Анализ практики показывает, что количество повторных обращений на протяжении нескольких лет составляет всего 1,2-1,3% от числа разрешенных. По-прежнему наибольшее количество повторных обращений поступает по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам. Заявителями становятся осужденные лица, не согласные с приговорами.

Общество поняло, что прокуратура стоит на страже интересов не только государства, но и каждого отдельного человека. В настоящее время благодаря развитию и внедрению передовых технологий система отношений прокуратуры и граждан переходит на новый уровень. Уже никого невозможно удивить тем, что, посетив официальные сайты органов прокуратуры, можно сразу, не выходя из дома, подать заявление о нарушении прав и законных интересов. Упростилась процедура подачи заявления, соответственно прокурор стал доступнее для граждан. Об этом свидетельствует рост обращений через интернет-приемную — в 2016 году их количество составило 1450, а в 2017 году — уже 1814.  

— Какие еще формы взаимодействия органов прокуратуры с гражданами предусмотрены в вашей деятельности?

— В 2017 году органами прокуратуры республики неоднократно проводились «горячие линии» по вопросам коррупции и невыплаты заработной платы. Также прокурорами расширяется практика выездного приема жителей отдаленных районов и сельских поселений. Подобные мероприятия очень важны, поскольку в силу материального положения, преклонного возраста или состояния здоровья многие граждане не в состоянии прибыть лично в прокуратуру. Проводится прием граждан с использованием современных технологий, к примеру, видеоконференцсвязи, когда заявитель, проживающий в отдаленном районе, может напрямую обратиться к руководству прокуратуры республики с жалобой.

С 2013 года в соответствии с поручением президента Российской Федерации в День Конституции (12 декабря) ежегодно в органах прокуратуры организовано проведение общероссийского дня приема граждан. Для оказания субъектам предпринимательской деятельности помощи по правовым вопросам организовано проведение всероссийского дня приема предпринимателей — в первый вторник каждого месяца. В 2017 году руководством прокуратуры республики на личном приеме принято 266 граждан, из них 64 — в районах республики и на местах. В текущем году прокурор республики Ковалева Г.Н. лично приняла уже более 100 человек по различным вопросам.

Хочу отметить, что во всех районных, межрайонных прокуратурах и в аппарате прокуратуры республики организован ежедневный личный прием граждан в течение всего рабочего дня. Кроме того, в аппарате прокуратуры дежурный прокурор ведет прием заявителей и в дневное время в выходные и праздничные дни.

Для открытости доступа круглосуточного обращения граждан в органы прокуратуры республики на официальном сайте работает интернет-приемная, указаны номера телефонов дежурного прокурора, приемной прокурора республики, номер факса, а также размещена информация о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан.

— Конечно, объемы правозащитной деятельности прокуратуры впечатляют. Но все-таки почему граждане в основной своей массе идут именно к вам, а не, предположим, к адвокатам?

— Потому что прокуратура была и остается самым быстрым, действенным и доступным способом защиты нарушенных прав. Прокуроры мобильно, слаженно и четко организуют работу по приему и рассмотрению жалоб и заявлений.

Добавлю, что рассмотрение обращений — это своего рода взаимное сотрудничество между заявителем и прокурором. Бывают случаи, когда обращения граждан помогают вскрыть некую, еще не замеченную нами проблему и таким образом дать возможность своевременно среагировать, запланировать и провести проверки, принять иные меры упреждающего характера. Изучая обращения граждан, внимательно относясь к поднимаемым в них вопросам, прокуратура всегда будет находиться в центре событий и процессов, происходящих в жизни нашего общества.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 20 июня 2018

Заголовок в газете: Александр Муравьев: "Если к нам идут, значит, доверяют"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру