Судя по всему, часть водителей, за которыми стоят неофициальные теневые «крыши», вместо обновления транспорта собирается заставить власти отказаться от замены автотранспорта.
С нового года в Улан-Удэ вполне вероятен транспортный коллапс, поскольку, по данным управления транспорта мэрии, на 1 октября 2013 года обновлено лишь 52% транспорта. Почему за оставшийся месяц с небольшим обновление автотранспорта в Бурятии затормозилось, хотя в соседних регионах обновление давно прошло? И такой проблемы, как замена старых, неудобных, не предназначенных для перевозок пассажиров и несертифицированных «Истан» на новые и вместительные автобусы, там просто не существует. Ответственные власти в других регионах ее решили. У нас — нет. И вот почему. Проблема в том, что рынок пассажирских перевозок в Улан-Удэ коррумпирован сверху донизу. Ни в одном регионе теневики и «крышующие» их чиновники не имеют такого влияния на маршруты, как у нас. Теневым «владельцам маршрутов» невыгодно обновление транспорта, поскольку для этого понадобится привлечение кредитных ресурсов и нужно будет показывать свои реальные доходы. Проще купить по дешевке старые «газели» из других регионов и поставить их на маршруты, но это в лучшем случае. Сегодня же они продвигают идею о продолжении использования старых «Истан» на маршрутах, пока они не сойдут с линии естественным путем. Существует две причины, почему не все водители могут обновить транспорт: во-первых, кредиты неподъемны, а, во-вторых, качество новых автобусов оставляет желать лучшего. Проблема действительно есть. Простые водители оказались в тяжелейшей ситуации. С одной стороны, с них каждый день вымогают деньги «держатели маршрутов». С другой стороны, не все водители рискнут брать кредиты под более дорогие автобусы. Хотя, по данным мэрии города, при замене нынешних дешевых 12-13-местных «Истан» на дорогие, но более комфортные для пассажиров автобусы «Фиат», «Форд», «Пежо» и «Хундай», вмещающих от 15 до 28 пассажиров, число «микриков» сократится с 1875 до 1495. Автобусов станет меньше, а перевозить они будут больше. Но зато взявшие кредиты водители смогут быстрее окупить машины при большей загрузке. В этом и заключается драматичный конфликт — ускоренная выплата кредитов возможна лишь за счет сокращения конкурентов. А это означает одно — часть водителей может оказаться не у дел.
Причем и со стороны властей нет политической воли для замены транспорта. Недавно глава РБ Вячеслав Наговицын заявил: «Ждать, что закон отменят — не нужно». И предложил маршрутчикам приобрести новые машины с помощью бюджетной поддержки. В то же время мэр Александр Голков дал понять водителям маршрутных бригад, что «Истаны» как перевозили пассажиров, так и будут перевозить в новом году, ничего, мол, не изменится. Подобная многоголосица в таком важном вопросе, как транспорт, дезориентирует водителей, тем более, что теневые «держатели» маршрутов усиленно продвигают идею оставить все как есть. И фактически вместо защиты водителей оказывают им медвежью услугу. Обновлять-то все равно придется, но в более худших условиях. Между тем власти Бурятии наступают здесь на две грабли одновременно, с диапазоном в несколько месяцев. Дело в том, что обновление автотранспорта неизбежно и тянуть с этим вопросом — значит, загонять водителей в еще большую долговую зависимость. Так, с 1 января 2014 года минпромторг РФ досрочно завершит программу льготного кредитования на маршрутные автобусы стоимостью до 750 тысяч рублей.
— Кредитная ставка начинается от 6,9% годовых в рублях, что делает эти кредиты доступными для широкого круга предпринимателей, однако с 1 января 2014 года эта программа завершится, — сообщил «МК» управляющий филиалом «Русфинанс Банка» Евгений Прокопьев.
По его словам, времени остается немного, а с нового года кредиты будут уже по обычной ставке. При этом, если оттянуть решение вопроса до января, то заводы в центре России обычно сокращают производство и новые оплаченные автобусы в лучшем случае поступят в Бурятию через несколько месяцев. А ездить-то нужно уже сегодня. Кроме того, существуют различные лизинговые программы, например, с беспроцентным приобретением автобусов при авансе 50% от стоимости транспорта. Однако все эти программы в Бурятии работают со скрипом, поскольку «держателям» маршрутов это не нужно.
Более того, по информации «МК», в Бурятию собираются завезти несколько крупных партий «бэушных» отечественных автобусов из других регионов. Там они полностью выработали свой ресурс и их по дешевке скупают, чтобы поставить на маршруты в Улан-Удэ. Однако здесь властей подстерегают вторые грабли. По данным Госавтодорнадзора по Бурятии и Иркутской области, в Госдуму поступили предложения о запрете эксплуатации старых автобусов (5-7 лет). И если сегодня Бурятия снова «переварит» весь автомобильный хлам из других регионов, то спустя год власти вновь будут созывать чрезвычайные совещания как бы не допустить транспортного коллапса. А думать об этом надо уже сегодня.
Дмитрий РОДИОНОВ.