За интересы бизнесмена вступился арбитражный суд Бурятии, куда тот обратился с исковым заявлением на минтранс.
Это можно было бы приветствовать, если бы не тесные родственные связи: супруга Михаила Буркова — арбитражный судья. И даже если формально не имеет к тяжбам мужа никакого отношения, отсутствие какого-либо ее влияния на мнение коллег (даже на уровне подсознания) отрицать невозможно: не зря ведь руководство арбитражного суда России настойчиво рекомендует своим сотрудникам не иметь в близком родстве предпринимателей, как говорится, от греха подальше…
Так вот, фабула этого странного дела такова. Весной 2010 года Михаил Бурков выиграл республиканский конкурс на право транспортного обслуживания населения по двум маршрутам — до Унэгэтэя и Новой Бряни. Разумеется, не за красивые глаза. Главными критериями отбора в конкурсе на транспортное обслуживание граждан были техническое состояние автотранспортного средства и стаж работы водителей категории “Д”. Чем новее автобусы и чем безупречнее послужной список шоферов, тем больше у соискателя шансов получить хороший контракт. Михаил Бурков выиграл честно, став лучшим (с точки зрения качества и безопасности) среди конкурентов.
Поскольку именно эти автобусы и именно эти водители привели Михаила Буркова к победе, возить пассажиров туда и обратно по регулярным маршрутам должны были именно эти автобусы и именно эти водители, и никакие другие. В случае даже однократного нарушения условий конкурса минтранс оставлял за собой право расторгнуть договор с недобросовестным подрядчиком в одностороннем порядке, чем, собственно, он впоследствии и воспользовался. Быть может, жестко, но как еще отучить частных извозчиков от соблазна ставить на маршрут “левые” машины и “левых” шоферов, не заявленных условиями договора? В конце концов, не дрова же возят!
Увы, осенью прошлого года на частного предпринимателя Михаила Буркова пожаловались жители Унэгэтэя и Новой Бряни — за то, что на маршрутах появляются совсем другие автобусы и совсем другие водители. Проведя собственную проверку, чиновники минтранса удостоверились в справедливости жалоб местного населения: поймали самовольщиков за руку, составили акты и разорвали с Михаилом Бурковым договорные отношения. Предприниматель обратился в арбитражный суд Бурятии с исковым заявлением на минтранс, и… выиграл процесс.
По мнению судьи, из актов проверок вовсе не следует, что легальные автобусы и водители не занимались (в это же самое время. — Авт.) перевозкой пассажиров. Акты проверок “установили” лишь тот факт, что на маршрутах работали другие автобусы и водители, “не предусмотренные” условиями договора, а в этом случае можно говорить только о нарушении расписания — не более того. Логика, конечно, своеобразная. Не сразу и поймешь! Дескать, вклинился кто-то самовольно на линию, и зарабатывал денежки, пока честные водители носом щелкали?
В подобное верится с трудом хотя бы потому, что въехать со своим автобусом на чужой маршрут равносильно само-убийству, о чем извозчики знают лучше других. Но кто же рискнул здоровьем и влез в расписание? Минтранс Бурятии добросовестно ответил и на этот вопрос (по крайней мере, для себя). Проведя собственное расследование, чиновники министерства выяснили, что и “левые” автобусы, и “левые” водители, пойманные за руку в ходе двух проверок на двух маршрутах, имеют самое непосредственное отношение к… Михаилу Буркову и даже в некотором роде ему подчинены (работают на других маршрутах). А, стало быть (полагает минтранс), заниматься перевозкой на своих-чужих маршрутах без ведома нанимателя извозчики не могли ни при каких обстоятельствах.
Тем не менее арбитражный суд удовлетворил исковые требования предпринимателя, признав договор на право осуществления пассажирских перевозок действующим. Езжай, Михаил, работай!
Заметим, что четвертый федеральный арбитражный апелляционный суд в Чите оставил решение бурятских коллег в силе. Более того, чиновники министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства не сомневаются, что аналогичное решение будет принято и вышестоящим Восточно-Сибирским арбитражным судом в Иркутской области, где теперь работает супруга Михаила Буркова. Но, тем не менее, тщательно готовятся к очередной тяжбе, возлагая надежды на последнюю инстанцию — арбитражный суд Российской Федерации.