Не отстают от федеральных коллег и в кабинетах на площади Советов: уже не только думают-планируют, но и сами ездят по миру в поисках иностранных инвесторов (разумеется, за деньги налогоплательщиков). Так, в июне 2011 президент Вячеслав Наговицын побывал с делегацией в Республике Корея. По возвращении вся делегация рапортовала перед нами, что, мол, Бурятию ожидает дождь корейских инвестиций.
Глава РБ заявил: “Я дал поручение выделить две большие площадки в г. Улан-Удэ, которые будут выставлены на конкурс для комплексной жилищной застройки, каждая из которых будет рассчитана примерно на 40 тысяч жителей”.
Ж ители Бурятии уже потеряли счет количеству иностранных делегаций, побывавших за столом главы республики. Также уже затруднительно припомнить количество стран и мероприятий, посещенных высокими лицами из зданий на площади Советов.
А если бы иностранные делегации после заочного изучения экономических возможностей инвестирования в Бурятии сами за свой счет прибывали в Улан-Удэ? Думаете, их бы сразу подхватили на руки и понесли по кабинетам власти? Как бы не так.
В 2008 году в Бурятию за свой счет по своему желанию прибыла делегация — строительная компания “Асис Ко. Лтд.”. Приехала уже с твердым намерением вложить в экономику Бурятии $10-15 млн. в свой первый проект в Улан-Удэ. Учредила в ООО “Сэтиян” с уставным капиталом 27 млн. рублей, приобрела дорогую землю в городе, заказала архитекторам проект “Три 20-этажных жилых дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями”. Только после этого решила посетить высокое начальство, представить свой проект, рассказать о новшествах для строительного рынка Бурятии. О том, что в квартирах будут теплые полы (Южная Корея является родоначальником подобной технологии в мире), и температура будет регулироваться с панели управления; что в гостиной — панорамное остекление (на всю стену); что в ванной — водонепроницаемый пол (т.е. можно принимать, например, душ прямо на полу); что для всех жителей будет свой бесплатный фитнес-зал; что в даже туалетах не будет слышен слив стоков по канализационным трубам в связи с установкой шумопоглощающих устройств…
Но оказалось, что глава региона очень занят важными государственными делами и принять корейцев не может, не говоря уже о должностных лицах рангом пониже.
Итак, с целью воплощения в жизнь намеченного наши корейские инвесторы посредством учрежденного им ООО “Сэтиян” вступили в деловые отношения с видным представителем бурятского бизнеса Вячеславом Байминовым, который на протяжении многих лет посредством учрежденной и возглавляемой им фирмы ООО “Бест-Плюс” успешно осваивает строительный рынок Бурятии.
На первом этапе выяснилось, что у г-на Байминова имеются свои взгляды на качество строительства, на маркетинг и пр. Возражения корейских партнеров не принимались, более того, начались намеки с местной стороны, что ему ничего не стоит выдворить наших инвесторов за пределы страны в два счета. Благодаря его давним дружеским отношениям с властью и с правоохранительными органами.
Таким образом, конфликтная ситуация привела в итоге к остановке строительства, начатого в мае 2008 г. Не ожидая улучшения “благоприятного инвестклимата” в бурятских коридорах власти, корейцы идут в арбитраж, чтобы отстоять свои уже вложенные более $3 млн. Выиграли, отстояли. Тем не менее предложили Байминову разойтись мирно, выплатив последнему понесенные им затраты, и начали процедуру развода. Вот тут-то и начинаются настоящие злоключения наших иностранных гостей, где они убедились, насколько крут наш земляк. Байминов против “развода” с корейцами не возражал, но запросил 65 млн. рублей и тогда, мол, уйдет он в сторону и не будет мешать корейским бизнесменам. Последние, будучи строителями, не согласились с озвученной суммой, после чего начался длительный раунд переговоров.
Не будем утомлять деталями, нас интересует их итог. А итог таков, что корейцам удалось заключить с Байминовым договор, по которому они покупают его долю в другой его строительной фирме ООО “Бест Строй” за 25 млн. рублей.
Однако спустя некоторое время Байминов спохватился и стал требовать изменить условия соглашения, дескать, доли-то его стоят по номиналу 4900 рублей, а получает он 25 млн. рублей за них, т.е. придется платить подоходный налог, а это — 3 249 363 рубля.
В очередной раз составили соглашение, по которому Байминов от себя лично и от лица возглавляемых им ООО “Бест Строй”, ООО “Бест-Плюс” обязался передать корейцам доли в ООО “Бест Строй”, гарантируя, что последнее расторгло все договоры долевого участия и рассчиталось с дольщиками; владеет недостроем; не имеет задолженности более той, что переуступается за 25 млн. рублей. Байминов деньги получил. ООО “Бест Строй” перешло под контроль корейцев. В деле можно было поставить точку, но...
Спустя некоторое время выясняется, что корейцам вместо привлекательного актива продали... кота в мешке.
Оказалось, что ООО “Бест Строй” имеет непогашенные долги перед ООО “Архитектурная студия” на сумму 7 млн. рублей и перед ООО “Стальторг” на сумму 1,2 млн. рублей.
P.S.
<p>Как стало известно, творящимся беззаконием в Республике Бурятия заинтересовался МИД Республики Корея. Судя по всему, в скором времени и МВД по РБ, и прокуратуре РБ будут заданы конкретные вопросы по данному делу. Видимо, без привлечения дипломатического и федерального внимания мы сами не можем дать оценку весьма показательным действиям местных бизнесменов в отношении иностранных инвесторов.</p>Дальше — больше! Еще чуть позже выясняется, что на земельном участке корейцев зарегистрировано право собственности на недострой за неким г-ном Озбоновым.
Что называется, совершили сделку. Доверились яркому представителю местного бизнеса!
Стали разбираться, и выяснилось, что незадолго до мирового соглашения за 25 млн. рублей Байминов с помощью Октябрьского райсуда... “проиграл” недострой своему заместителю в ООО “Бест-Плюс” г-ну Гомбоеву, и его с торгов реализовала служба судебных приставов.
А дело было так. Г-н Гомбоев, имея на руках “квиточек” о том, что он внес в кассу ООО “Бест Строй” денежную сумму в размере 2 640 000 рублей за строящуюся квартиру и имея информацию о том, что квартира в ближайшем будущем построена не будет, покорнейше просит суд обязать ООО “Бест Строй” вернуть ему вложенные деньги, а поскольку ООО “Бест Строй” не имеет денег для возврата ему долга, то он просит оценить недострой и передать его на реализацию приставам с тем, чтобы те, продав его с торгов, погасили долг перед ним.
Октябрьский райсуд оценкой недостроя заниматься не стал, не удосужился также и спросить, а чья же это земля, не говоря о том, чтобы известить ООО “Сэтиян” в качестве заинтересованного лица об этом деле. Судья... просто выслушала представителя ООО “Бест Строй” г-жу Мантатову, которая, так совпало, являлась одновременно супругой г-на Байминова. Мантатова иск с готовностью признала и пояснила, что недостроенное здание многоэтажного дома стоит — ни много, ни мало — 4 млн. рублей. О том, что имеются другие многочисленные кредиторы и дольщики она, естественно, не вспомнила. А Гомбоев не стал напоминать. Так Октябрьский суд, поверив ему на слово, решил: требования удовлетворить, долг взыскать и обратить взыскание на недострой, оценив его в 4 млн. рублей.
Приставы решение исполнили, на торгах быстренько недострой продали, 2 млн. 640 тыс. рублей передали Гомбоеву, а остальные возвратили на счет ООО “Бест Строй”, которые также быстренько со счета испарились. Произошли все эти события в апреле-мае 2009. А в начале ноября 2009 недострой от Домшоева (первый приобретатель) был переведен на Озбонова (добросовестный приобретатель).
Читатель скажет: да, конечно, нехорошо как-то получилось, но ведь можно же решение суда оспорить и здание вернуть? Но нет, нельзя, поскольку сроки на обжалование прошли, а недострой уже прошел через вторые руки, так сказать, “отмылся”.
А в полицию обратиться? Привлечь инициатора вывода актива к уголовной ответственности за мошенничество?
Теоретически все можно, но все не так просто. Думаете, г-н Байминов не просчитывал все вероятные ходы разочарованных корейцев? Просчитывал! Вот уже полгода заявление с приложенными документами путешествует из МВД в прокуратуру РБ и обратно. Разве можно увидеть состав преступления, если его фигурант является другом старших товарищей в правоохранительных органах? Мы же все-таки в Бурятии живем. Это в Москве за жилищные махинации дали срок шурину экс-мэра Москвы Виктору Батурину за мошенничество. У нас свои порядки. Поговаривают, что почетный строитель Бурятии вхож в высокие кабинеты и друзей у него очень много в самых разных госструктурах.
Возвращаясь к июньскому Петербургскому международному экономическому форуму, на котором Дмитрий Медведев продекларировал семь мер, необходимых для улучшения инвестклимата. В их числе — повышение качества судебной системы и борьба с коррупцией. Получается, что Бурятия, судя по столь “теплому” приему, оказанному инвесторам из Кореи, на самом деле и не намерена улучшать инвестиционный климат. В таком случае может отдельно взятой республике следует запретить зазывать и приглашать иностранных инвесторов? Чтобы они не оказывались на берегах Байкала с разбитыми корытами (недостроями), словно персонажи из сказки Александра Пушкина. Да и без этого запрета трудно себе представить, что после того, как в Бурятии с корейцами поступили так некрасиво и цинично, кто-нибудь из инвесторов из Южной Кореи вообще будет что-то строить в Улан-Удэ!