МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Вторая жизнь «Городских маршрутов»

За чередой более насущных и важных тем в Улан-Удэ оказалась незамеченной смена собственника в ОАО «Городские маршруты»

Причем событие это случилось достаточно давно – еще осенью 2013 года. По сведениям «МК», предыдущий акционер покинул «транспортный» бизнес охотно и, судя по всему, безвозвратно.

Теперь владельцем 51 процента акций этого акционерного общества является житель Московской области Артур Таланов. 49 процентов акций, как и прежде, принадлежат комитету по управлению муниципальным имуществом Улан-Удэ, что говорит о вполне понятном стремлении городских властей сохранить за собой контроль над этой сферой деятельности.

Сам бизнесмен строит большие планы и с уверенностью смотрит в будущее:

— Перспективы развития у «Городских маршрутов» есть, и они объективные, — говорит Артур Виленович. — Улан-Удэ город развивающийся. Из года в год его границы расширяются, соответственно, растет и потребность в транспортном обслуживании населения. Что касается позиции администрации Улан-Удэ по поводу замены автобусов малой вместимости на более комфортабельные, то мне она так же близка. Я убежден, что навести порядок на дорогах, минимизировать пробки и обеспечить безопасность горожан возможно только используя автобусы большой вместимости. Поэтому в планах акционерного общества — активизировать работу на рынке транспортных услуг Улан-Удэ.

Артур Таланов — бизнесмен достаточно опытный, чтобы понять, что при сохранении прежней системы взаимоотношений между ОАО «Городские маршруты» и МУП «Городские маршруты» «активизировать работу на рынке транспортных услуг Улан-Удэ» у него может и не получиться — по тем же причинам, которые ранее выдавили из бизнеса его предшественника. То есть менять все равно что-то придется.

Сегодня Артур Таланов дал понять руководству города, что готов и впредь поддерживать все его инициативы по улучшению качества общественных перевозок, но оставляет за собой право пересмотреть и даже подправить некоторые моменты совместного ведения бизнеса. И вот почему.

Два сход-ных по названию, но разных по форме собственности предприятия (МУП и ОАО) с 2009 года связывали между собой арендные отношения, которые трудно было бы назвать взаимно устраивающими. Таким сотрудничеством, судя по всему, тяготились и акционерное общество, и муниципальное унитарное предприятие, и, наверное, сама администрация Улан-Удэ, поскольку в его основе лежали весьма странные обязательства — уже не «муниципальные», но еще не «рыночные». На деле это означало, что, несмотря на равные партнерские отношения, все коммунальные расходы тянуло на себе акционерное общество (за себя и за того парня) — и за аренду, и за свет, и за воду, и за канализацию.

При этом ОАО «Городские маршруты» фактически было лишено возможности делать то, ради чего оно создавалось, то есть заниматься перевозками: мэрия Улан-Удэ передала «маршруты» своему МУПу, уступив ОАО сомнительное удовольствие собирать (в том числе с МУПа) арендную плату. К примеру, МУП «Городские маршруты», занимавшееся перевозками, арендовало у ОАО «Городские маршруты» помещения ремонтного бокса (для стоянки и ремонта автотранспорта). И хотя стоимость аренды была установлена самая щадящая — в 3 раза меньше минимальных рыночных цен (например, сейчас арендная плата составляет здесь 110 рублей за 1 квадратный метр при рыночной цене в 300-500 рублей), МУП, собиравшее плату за проезд, все равно умудрялось не рассчитываться с ОАО. Причем — годами!

Очевидно, по-свойски. Как это говорят? Милые бранятся, только тешатся! Столь же по-свойски МУП игнорировало все устные договоренности о погашении растущего долга, хотя за свою «дочку» вроде железно гарантировал комитет по муниципальному имуществу. В результате с 2009-й по 2012-й и частично 2013 годы скопилась внушительная сумма, что, в свою очередь, не могло не сказаться на общем финансовом положении ОАО. Акционерному обществу стало элементарно не хватать денег на ремонт автобусов, не говоря уже о развитии предприятия! Бизнес был признан убыточным, и, в конце концов, ОАО «ГМ» обратилось на МУП «ГМ» в арбитражный суд.

Помогло, правда, не очень — МУПу была предоставлена рассрочка до июля 2014 года, а потому решение проблемы неплатежей по наследству перешло к новому акционеру ОАО «Городские маршруты» Артуру Таланову.

У Артура Таланова, очевидно, было достаточно времени, чтобы понять, по какому маршруту ему двигаться и развиваться, а где лучше сделать остановку. К примеру, что делать, если МУП и впредь не будет платить аренду? Кто и из каких источников будет компенсировать эти расходы? Ведь не муниципальный же бюджет! Вопреки расхожему представлению, комитет по управлению имуществом не оказывал ОАО «Городские маршруты» никакой финансовой помощи — ни прямыми перечислениями, ни опосредованно. Тогда как именно ОАО все это время являлось «инвестором» одноименного МУПа. Двигаться по этому же маршруту — чревато, что доказано на собственном опыте предыдущего акционера. Во второй раз аналогичный подход к сотрудничеству между городом (МУП) и инвестором может привести в тупик, и обещанного возврата муниципальных перевозок в городское лоно может уже не состояться никогда. Если, конечно, город не пойдет навстречу новому акционеру «Городских маршрутов», ведь не нами, а мудрыми сказано: один в поле не воин!

Марк ГОЛЬДШТЕЙН.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах