Одно дело, когда переселенцам из аварийного жилья втюхивают халтуру из гипсокартона, не подключенную к теплу и воде, и при этом все, начиная с застройщиков, удивляются, какие в нашем городе живут неблагодарные люди (статья «Домики для синьора Тыквы», №22 2014 г.). В конце концов, несчастные за это ни копейки не платят и вполне могут довольствоваться известной пословицей про дареного коня.
Другое дело, когда все то же самое (читай: халтуру и обвинения в неблагодарности) человек получает за свои же собственные деньги, взятые в кредит или даже ипотеку. Когда на элементарные просьбы устранить недоделки и выполнить свою часть договора долевого строительства строительная компания считает делом чести непременно оскорбить, унизить дольщика, пойти на махинации, но только ничего не делать и сохранить за собой звание халтурщика.
Квартира от «Удастройинвеста»: так строить нельзя
Купленная еще в 2011 году однокомнатная квартира в Энергетике в первую же зиму показала, что жить здесь будет весьма затруднительно. Стены промерзают, окна «плачут», в комнатах стоит жуткий холод. На предложение исправить все миром строительная компания «Удастройинвест» поначалу никак не отреагировала. Напрасно дольщик Элеонора Ангаткина, которую еще вчера встречали здесь с распростертыми объятиями, регистрировала одно заявление за другим. Ответа не последовало. Чтобы доказать, что в квартире действительно невозможно жить, женщина пригласила экспертов. Эксперты констатировали: причиной промерзания квартиры Ангаткиной является некачественный монтаж двух оконных блоков и балконной группы, а также плохая теплоизоляция чердака. Где-то строители отступили от ГОСТа, где-то не заполнили монтажной пеной шов, «забыли» положить уплотнительную резину, в результате чего температура внутренних стен совершенно новой квартиры местами падала едва ли не до нуля градусов по Цельсию.
Не желая жить в морозильнике, женщина в очередной раз навестила строительную компанию, где ей сообщили, что никаких претензий с ее стороны больше быть не должно, потому что все недоделки в квартире устранены. Специальная группа рабочих выехала на место, двери им открыл проживающий там на тот момент квартирант Родионов, который и подписал акт выполненных работ, согласившись со всем, что было написано в бумаге. Напрасно Ангаткина говорила, что она, а не Родионов собственник квартиры, а значит, вести все дела строители должны только с ней, что никаких рабочих в своем жилье она не видела и никаких работ от них не принимала. Более того, она слышала, что Родионов сам работает в их строительной компании, а значит, лицо он заинтересованное. Аргументы не подействовали.
Как судья Болотова засудила дольщика
Видя, что решить дело миром не получается, женщина обратилась в Октябрьский суд, где ее ждало еще одно потрясение. Судья Октябрьского суда Жанна Болотова, изучив обстоятельства дела, пришла к выводу, что… законный владелец данной квартиры есть арендатор Родионов. Поскольку в момент прихода строителей в квартире на основе договора найма проживал Родионов, он их впустил внутрь, подписал акт выполненных работ, то требовать от «Удастройинвеста» подписи в акте именно Ангаткиной нет оснований. То есть по логике судьи Болотовой, любой, кто завтра окажется в вашей квартире, может ее за вас, законных владельцев, продать, обменять, подарить только на том основании, что он в данный момент в ней каким-то образом оказался. Не подвергла судья сомнению и прочие голословные утверждения ответчиков о том, что все недостатки в квартире они устранили.
«Такие строители врать не могут — словно было написано на лице судьи Болотовой. Я, мол, им почему-то верю, а вам — нет, — делится своими впечатлениями Элеонора Ангаткина. — Хотя, чтобы разрешить спор — устранили строители недостатки в моей квартире или нет, — сама же Болотова назначила в ГУЗ «Забайкальская лаборатория судебной экспертизы» минюста РФ вторую экспертизу. Уже эта, вторая экспертиза подтвердила, что часть работ все же сделана не была, хотя все выявленные второй экспертизой недостатки являются устранимыми! Абсолютно ничего не мешало представителям строительной компании связаться со мной, в любое время прийти в квартиру и сделать все так, как положено. Вместо этого компания отправила на суд двух своих представителей, наверняка оплатила им их работу, с помощью судьи Болотовой объявила владельцем квартиры моего квартиранта, которого я пустила только потому, что не могла на тот момент платить ипотеку. У меня было такое ощущение, что какой бы документ я ни принесла в суд, это не произвело бы на судью никакого впечатления. Все было решено уже без меня. Судья Болотова полностью отказала мне в моих требованиях».
Некомпетентный и легковерный судья дискредитирует наш суд
Коллегия Верховного суда Бурятии полностью отменила решение судьи Болотовой, постановив новое решение и взыскав с «Удастройинвеста» неустойку, моральный вред, штраф, итого в общей сложности 180 тысяч рублей, которых могло бы и не быть, если бы строители просто захотели хорошо сделать свое дело. Коллегия совершенно справедливо не согласилась со странными выводами Болотовой о том, что у квартиранта были законные полномочия действовать от лица собственника Ангаткиной. Рассуждать так может домохозяйка, кухарка, но только не дипломированный юрист, да еще в статусе федерального судьи. Такая некомпетентность и легковерие поражают, удивляют и грозят обернуться куда большими проблемами для нашего судейского сообщества, чем засуженная гражданка Элеонора Ангаткина. Возникает вопрос, какое еще личное качество судьи Болотовой должно проявиться в ходе ее работы (коварство, жадность, эгоизм), чтобы судейское сообщество, наконец, высказало свое мнение на этот счет.