Этот нелестный отзыв был не единственным сюрпризом на сессии
Кто бы мог подумать, что простая формальность процедуры согласования внесет в хуральские ряды разброд. Пусть несогласие выразило заметное меньшинство, но все же задуматься есть о чем. Ведь призывали отказать пре зиденту страны. А это, по всей вероятности, недопустимо.
Сумятицу внес закон о расширении Совета Федераций, предложенный пре зидентом страны, не спешить с его одобрением посоветовали коммунисты.
Сессия Народного Хурала, прошедшая 25 июня, не предвещала никаких неожиданностей. Традиционно глава Бурятии Вячеслав Наговицын отчитался перед народными избранниками о работе правительства. Правда, было задано нетрадиционно много вопросов. Отбиваться от парламентариев главе пришлось около полутора часов.
Затем, заслушав информацию правительственного часа, депутаты перешли непосредственно к вопросам сессии. Их, кстати, было больше 40.
«Без воды ни туды и ни сюды»
Пройти мимо выступления Зандры Сангадиева, первого заместителя руководителя администрации, невозможно. Он выступал в рамках правительственного часа. Уж очень жизненный вопрос поднимал чиновник. Кризис в системе городского водоснабжения назревал давно, и вот его вынесли на самый высший уровень.
— Финансово-хозяйственная ситуация на «Байкальских коммунальных системах» ухудшается год от года, — подтвердил наличие проблемы Сангадиев. — Если на момент заключения договора аренды городских сетей в 2010 году кредиторская задолженность «Водоканала» составляла 148 миллионов, то сейчас она возросла до 200 миллионов. Основную долю долгов составляют налоговые неплатежи, а также долги за электроэнергию. Убытки «БКС» в 2013 году составили 15,8 миллиона, «Водоканала» — 13,1 миллиона рублей.
С такими цифрами загнется любое процветающее предприятие. Впрочем, почему «БКС» работает в убыток, толком не смог объяснить даже управляющий директор.
Дмитрий Залкинд, управляющий «БКС», умело оперировал цифрами, парировал вопросы доводами, но толком и по-простому разъяснить, почему система водоснабжения города на грани банкротства, так и не смог. По его словам, компания потеряла более 200 миллионов рублей выручки. Сумма сложилась из трех составляющих. Во-первых, оказывается, республиканская служба по тарифам установила цену продажи ниже фактической себестоимости. Общий недобор выручки по этой причине составил около 130 миллионов. Во-вторых, государство целенаправленно снизило норму потребления воды, чем, по словам управляющего, обеспечило прямой путь к убыткам. Третья причина — «БКС» несет убытки по вывозу жидких бытовых отходов, которые не относятся к деятельности и не могут учитываться в тарифах.
— Без пересмотра подходов к тарифному регулированию и к организации финансирования деятельности по ЖБО ситуацию не исправить, — заключил он.
Правда, в своих доводах Дмитрий Залкинд забыл упомянуть о 22-миллионной субсидии из городского бюджета на возмещение затрат, связанных со строительством. Заступился за «младшего брата» директор по правовым вопросам «Российских коммунальных систем» — компании, чьим дочерним предприятием является «БКС», — Григорий Терян. По его оценке, выход на безубыточность возможен. Для этого необходимо вернуться к прежнему нормативу на потребление воды без приборов учета.
— С постепенным снижением норматива с учетом реального полезного отпуска и, соответственно, увеличением соотношения тарифа. Тогда в течение трех лет можно вывести на безубыточность, — заявил Григорий Терян.
В свою очередь, с критикой в адрес «БКС» он не согласился. И даже пригрозил, что компания может вовсе уйти из Бурятии.
— Мы не меценаты, не дарители денег. Если мы вкладываем, то хотим хотя бы в долгосрочной перспективе вернуть инвестиции. Мы инвестпрограмму, утвержденную депутатами, выполняем в полном объеме. То, что она недостаточна для того, чтобы сократить потери, я полностью согласен. Для того, чтобы увеличить программу, нужно честно подходить, она должна быть окупаема, — заключил представитель «Российских коммунальных систем».
Депутатов Народного Хурала выступление московского гостя не впечатлило. Вскоре даже поступила рекомендация оставить республику в покое. Только вот кто будет обеспечивать качественной водой горожан после ухода многострадальных «Байкальских сетей», никто не сказал.
«Белая ворона»
Больной вопрос отрасли ЖКХ несколько разгорячил депутатов, поэтому к основным вопросам они вернулись слегка на взводе. Может поэтому отдельные депутаты призвали не одобрять закон о расширении Совета Федерации.
Суть в том, что в конце мая Совет Федерации одобрил поправки в Конституцию РФ, дающие пре-зиденту право назначать дополнительно 17 членов СФ. Закон уже принят на федеральном уровне и, согласно процедуре, он должен быть одобрен в региональном парламенте. Не уподобляться «белой вороне» и не спешить с одобрением федерального закона вдруг призвал молодой коммунист Баир Цыренов.
— Даже по названию «Совет Федерации» видно, что представителей в него делегируют регионы. Что, у пре-зидента полномочия сопоставимы с регионами? — выразил свою позицию Цыренов. — Я считаю, что мы ни в коем случае не можем его поддерживать. К тому же ряд регионов уже его отклонили.
Столь резкое высказывание сильно подействовало на основного докладчика по этому вопросу Бориса Ботоева. Он не один раз повторил, что сам закон о расширении Совета Федерации пре-зидентом страны уже принят, регионы лишь получили право одобрить его или нет. Ощутимых последствий в случае отрицательного решения республика все равно не увидит. Следовательно, не стоит и горячиться.
Так или иначе большинством голосов Народный Хурал все же поддержал пре-зидента страны.
«Прилизанный» доклад
Рассмотрели парламентарии и объемный блок финансовых вопросов. В программе социально-экономического развития республики не выполнен ряд индикаторов. По мнению депутатов, доклад об исполнении выглядит очень «прилизанным», а на деле не отвечает современным требованиям.
— С точки зрения формального подхода все выглядит нормально, — отметил Вячеслав Ирильдеев, председатель экономического комитета Народного Хурала Бурятии.
В то же время все согласились, что была большая работа, но те достижения и результаты не должны заслонять проблемы, которые стоят перед республикой.
Многие депутаты вообще выразили сомнение в необходимости программы социально-экономического развития, ведь бюджет сейчас полностью программный и принимается он сразу на три года.
Что касается бюджета, то он весьма плачевный, считают народные избранники. Несколько сотен миллионов недополучены из-за закрытия ряда крупных предприятий. Дефицит казны, таким образом, составляет почти 5 миллиардов.