МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Станет ли республика всероссийской здравницей

Возможно, недалек тот час, когда республика будет позиционировать себя как регион,

имеющий статус всероссийской здравницы, по аналогии с курортами Северного Кавказа, где ежегодно оздоравливаются десятки тысяч людей.

Для этого в Бурятии есть все. И даже больше. Ведь точкой притяжения россиян в республику станет то, что и отличает нашу Бурятию от того же Кавказа — традиции восточной медицины. Об этом мы беседуем с депутатом, председателем экспертного совета по комплементарной медицине в комитете по охране здоровья Государственной Думы, сопредседателем комиссии при минздраве РФ по комплементарной медицине Иринчеем Матхановым.

— Иринчей Эдуардович, с чем связана идея возрождения и развития в Бурятии системы санаторно-курортного лечения?

— Бурятия является уникальным местом. Ни в одном регионе не сконцентрировано столько природных аномалий. Это бесценное по своей природе побережье Байкала, и горы, и степь. Это и целебные источники. Сама природа здесь будто призывает к развитию курортно-санаторных зон, говоря современным языком. Еще в дореволюционные времена российское дворянство ездило не только в Европу или на Кавказ «на воды», как тогда говорили, но и, несмотря, на отсутствие самолетов и плохие дороги, приезжали к нам, в Тункинский район, в Горячинск к знаменитым источникам. Почему же сейчас, имея современные средства связи и передвижения, мы не развиваем то, что дано нам природой?

— Что вы предлагаете?

— Если рассматривать Бурятию не только как место отдыха, но и лечения, то возможностей масса. Как врач по первому образованию и экономист по второму, я считаю, что необходимо развивать оздоровительно-профилактическую систему. Поскольку речь идет об экономике, то было бы справедливо привлечь для решения инфраструктурных вопросов госинвестиции по принципу государственно-частного партнерства. Развитие системы санаторно-курортного лечения и профилактики заболеваний позволит не только развить туристические районы Бурятии, но и сделать их эффективными независимо от времени года. Плюсом к этой системе должны стать механизмы господдержки, например, социальное страхование или профсоюзы. Давайте вспомним опыт советского периода. Также необходимо привлекать мелкий и средний бизнес к заботе о здоровье своих работников. У нас в республике есть проверенные временем источники Тунки, Закамны, Прибайкалья, Курумкана и проч. Почему бы не построить несколько современных курортно-санаторных зон. Если будет создан соответствующий сервис, то от желающих поправить свое здоровье отбоя не будет.

— Некоторые источники «целебными силами» наделяет народная молва. Но так ли это на самом деле?

— Действительно, необходимость масштабного исследования наших источников давно назрела. Недавно, встречаясь в Москве с руководством института курортологии минздрава РФ, я получил предварительное согласие о проведении таких исследований. Как врач я понимаю, что они должны быть регулярными, поскольку с годами минеральный состав воды меняется.

— Но курортов много, источников — еще больше. Чем Бурятия может выделиться на фоне остальной России?

— Конечно же, восточной медициной. Традиционная или по классификации ВОЗ — комплементарная медицина, куда входят и народные практики, и восточная медицина, сегодня получает все большее распространение. Восточная медицина рассматривает человека как комплекс и лечит его в целом. Современная медицина, несмотря на все уважение к высокотехнологичным методам, к сожалению, лечит болезнь, а не человека, не учитывая при этом ни побочные влияния современных лекарств, ни ставя перед собой вопрос о происхождении болезни. В Европе раньше пришли к пониманию необходимости использования таких тысячелетних медицинских школ, как тибетская, китайская, аюрведа. В европейских странах комплементарная медицина составляет 12-13%. У нас комплементарная медицина тоже есть, но она не учитывается, поскольку юридически ее не существует с 2004 года, когда распоряжением минздрава России мы похоронили ее и все что с ней связано. Для Бурятии, имеющей собственные древние традиции развития бурят-монгольской медицины с учетом национальных и природных особенностей, это особенно печально. Сегодня традиционная медицина страны находится на нелегальном положении. Надо ли говорить, что это имеет еще и экономическую подоплеку, поскольку люди продолжают обращаться к ее услугам? Только в Москве существует порядка 30 таких «народных» клиник, работающих на грани фола. Я убежден, если есть спрос, если есть международная практика и признанные наукой результаты, необходимо легализовать этот вид деятельности. У людей должен быть выбор. Сегодня те, кто обладает денежными возможностями, может позволить себе поехать лечиться за границу. Даже фирмы существуют по медицинскому туризму, и отправляют они наших людей не только в Германию и Израиль, но и на Восток. Мне отрадно, что комитет по охране здоровья Госдумы поддержал мою инициативу о легализации комплементарной медицины в нашей стране. Развитие санаторно-курортного дела в современных условиях невозможно без развития бизнеса в этой сфере. Необходим и закон, регулирующий взаимоотношения бизнеса и социальные аспекты. Сейчас это особенно актуально, учитывая общий государственный тренд на здоровый образ жизни, на возрождение норм ГТО. Как я говорил выше, в республике накоплен огромный опыт восточной медицины, мы даже можем говорить об уникальных бурятско-тибетских методиках. Мы в Бурятии обладаем большим запасом научных и практических знаний своей российской восточной медицины. Я всегда подчеркиваю — именно российской, сосредоточенной на территориях Бурятии, Тувы и Калмыкии, где традиционная медицина всегда была востребована. Специалисты центра по подготовке космонавтов рассказывают, что при применении методов восточной медицины адаптация проходит в 2-3 раза быстрее. Быстрее встают в строй профессиональные атлеты. А сейчас эффектом этой медицины должны воспользоваться все граждане России.

— У вас есть сторонники в Госдуме, министерстве здравоохранения России?

— Да, по моей инициативе в феврале 2014 года в Государственной Думе прошел «круглый стол» по проблемам комплементарной медицины. В них приняли участие представители более 25 регионов страны. Логичным шагом стало создание экспертного совета по комплементарной медицине в комитете по охране здоровья Государственной Думы. К счастью, и руководители минздрава понимают, что необходимы перемены. Я встречался и говорил о проблемах восточной медицины с министром Вероникой Скворцовой. По ее решению создана рабочая группа, цель которой приведение законодательства РФ в соответствие с нормами ВОЗ, где, безусловно, найдется место и восточной медицине.

— А как же Байкальская гавань?

— Мы прекрасно понимаем, что решение о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа принималось правительством России. Значит, и ситуация должна меняться тоже оттуда. Зона в Турке не достроена, ждем гору Бычью. Пусть все идет своим чередом, но неплохо было бы одновременно заняться и развитием санаторно-курортного бизнеса. Будущим летом намерен привезти сюда депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, представителей правительства и заинтересованных структур. Идея развития санаторного и курортного направления вокруг Байкала по аналогии с курортами Северного Кавказа получила одобрение и в руководстве Иркутской области и Забайкальского края. Конечно, работа шла бы быстрее, если бы руководство республики тоже подключилось. Надеюсь, что так оно и будет.

— Спасибо за беседу!

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах