Еще одно неприятное известие — планы чиновников по повышению ставок транспортного налога для автомобилей с экологическим классом «Евро-3» и ниже, которые сегодня составляют большинство «праворуких» японок на внутреннем рынке. По данным PrimaMedia, возможно, в скором времени транспортный налог в России может быть заменен экологическим. То есть платить придется не за сам факт владения авто, а за «чистоту» выхлопа — чем старше автомобиль, тем ниже у него экологический класс, и тем больше придется платить владельцу. Эти нововведения могут иметь серьезные последствия, учитывая, что большую часть нашего автомобильного парка составляют подержанные машины с внутреннего рынка Японии. Вот почему продавать свои автомобили с экологическим классом «Евро-3» и ниже советует автолюбителям директор «Технохолдинга Сумотори» Виталий Веркеенко.
— Загляните в ПТС своего авто, если там в графе «экологический класс» стоит «4» или «5», то хорошо. Ваш бюджет в 2015 году не пострадает. Если «3», начинайте откладывать на новую статью расходов. Если у вас он «не определен», то я бы посоветовал продать такую машину, — предупредил эксперт. — Пусть прогнозы не сбудутся, но тренды очевидны.
В Бурятии плохие новости для правого руля практически не изменили ситуацию, аукционные продажи праворульных «японок» с момента роста курса доллара и евро практически не идут.
— После обесценивания рубля спрос на аукционную поставку автомобилей из Японии и Южной Кореи сошел на нет, — говорит директор улан-удэнской компании «Шинкай-Сибирь» Руслан Агеев. — К тому же зима это не самое лучшее время для продаж, и мы сегодня решили более активно развивать автосервис и поставку запасных частей из Японии и Южной Кореи.
Директор ООО «Подбор-авто Сибирь» Андрей Никитин более оптимистично смотрит на проблему. По его словам, слухи о запрете правого руля так и останутся слухами.
— Весь Дальний Восток и Сибирь ездят с правым рулем, в соотношении цена-качество у японских автомобилей нет конкурентов, особенно это видно на примере бюджетных автомобилей в ценовом диапазоне 300-500 тысяч рублей, — говорит он. — Поэтому власти, чтобы не допустить бунта, никогда не пойдут на запрет эксплуатации правого руля.
С другой стороны, Никитин посетовал на невыгодный для поставок курс доллара.
— Например, машина в Японии стоит $10 тысяч, и за месяц цена машины вместе с пошлиной подорожала почти на сто тысяч рублей, — отмечает он. — Понятно, что такого резкого подорожания авторынок переварить пока не может.
На улан-удэнском авторынке на Приречной покупателей немного, бюджет большинства потенциальных клиентов лежит в диапазоне 200-300 тысяч рублей, но за такие деньги можно приобрести только очень подержанный автомобиль, часто — откровенный хлам. Свежих, беспробежных автомобилей немного. Те дилеры, которые завезли товар до курсового скачка, еще продают машины по старым ценам. По новым ценам продать такие авто уже невозможно.
Серебристую Toyota Corolla Axio 2010 года за 530 тысяч рублей улан-удэнец Борис продает на авторынке с начала ноября. Машина на аукционе ему досталась недорого, но он попал в конце октября на растаможку под пошлину в 55 рублей за евро и сегодня хочет просто вернуть свои деньги, тут не до прибыли. Поднять цену он не может, поскольку на Drom.ru есть более дешевые аналоги того же года, завезенные до девальвации.
— Все! — говорит он. — Больше «японцами» торговать не буду, тем более в нашем непредсказуемом государстве.
По оценкам экспертов, в прошлый экономический кризис за четыре месяца 2009 года продажи праворульных автомобилей упали в 24 раза. Сегодня тоже можно говорить о многократном падении спроса на праворульные автомобили, недавно ввезенные из Японии. В связи с ростом пошлин на японские праворульные машины их стоимость вплотную приблизилась к леворульным иномаркам в улан-удэнских автосалонах. А в тех автоцентрах, которые работают по госпрограмме утилизации (до 31 декабря этого года), новые иномарки российской сборки стали примерно на 20% дешевле, чем 3-4-летние подержанные японские автомобили аналогичного класса.
Похоже, рынок праворульных автомобилей в Бурятии упал ниже плинтуса и не оправится, как минимум, до весны.