Запуганные мрачными прогнозами, люди начали опасаться всего — вылететь с работы, остаться без денег, потерять сбережения, нахватать кредитов, лишиться отдыха... И жители Бурятии исключением не стали. Какие настроения царят среди местного населения, корреспондент «МК» обсудил с известным в Бурятии психотерапевтом Василием Гаськовым.
— Василий Семенович, как вы оцениваете положение, которое сложилось в экономической и социальной сфере на фоне последних событий?
— Надо сказать, что до недавнего времени обстановка в России была неплохая. Развивалось строительство, улучшалась демография, увеличивались пенсии и, следовательно, поднимался уровень жизни. По этому показателю наша страна занимала чуть ли не лидирующее положение среди соседних. Но затем — вопреки правилам Всемирной торговой организации — Запад ввел санкции. Это имело двоякие последствия. С одной стороны — импортозамещение, оптимизация промышленности, стимуляция товаропроизводителей, появление новых технологий и создание рабочих мест (кстати, потребовавшие серьезных инвестиций). С другой — падение цен на нефть, уменьшение доходов государства и обвал курса рубля… Конечно, для России кризис в экономике — не новшество. Она проходила его и в 2008, и в 1998 годах. Поэтому толерантность нашего общества к такому состоянию довольно высока. Однако оно все равно сказывается на рядовых гражданах.
— Каким образом это «аукнулось» жителям Бурятии?
— После того, как рубль начал дешеветь, банки стали поднимать ставки по кредитам, а магазины — цены на товары (особенно закупаемые за валюту и завозимые из-за границы). Естественно, это вызвало ажиотаж среди населения. Имея рублевые сбережения и боясь их обесценивания, люди бросились скупать евро, доллары, продукты, технику и недвижимость. Известен даже случай, когда знакомые «скидывались», чтобы приобрести квартиру. То есть возникли «социофобии» — страхи, обусловленные изменением уровня жизни. Как правило, они выливаются в бессонницу, беспокойство, дискомфорт, навязчивые мысли, нервное расстройство, повышенное давление, сердечные боли...
— А к вам обращаются пациенты с подобными симптомами?
— Конечно, обращаются. Недавно позвонил человек, уже два месяца страдающий от бессонницы из-за проблем на службе. Мужчина работает в частной организации, ранее сотрудничавшей с зарубежными поставщиками. Но сейчас там начались изменения и сокращения, под которые ввиду возраста может попасть и он, оставшись без зарплаты — только с пенсией… Логично, что подобные ситуации тревожат людей, особенно если у них есть долги. А мысли о поиске новой работы вызывают напряжение, дискомфорт, перепады настроения и нарушение сна… Кроме того, многие родители переживают за своих детей, живущих в других городах, поскольку дорожают продукты и квартплата... И таких примеров множество.
Невротичные люди испытывают беспокойство даже при благоприятной обстановке...
Говорить, что мы «катимся назад», неправильно. Однако уровень жизни не уступает ее стоимости…
— Но речь идет о частных случаях или о массовой панике?
— Скорее, первое. На фоне последних событий такое сочетание, как «большие кредиты + единственный источник дохода», конечно, даст определенную эмоциональную реакцию — но без различных кризисных ситуаций. То есть отдельные психозы и суициды к сложившемуся положению «привязывать» не стоит. Невротичные люди испытывают беспокойство даже при благоприятной обстановке, а здоровые сохраняют спокойствие даже при неблагоприятной, глядя на вещи реалистично. Особенно когда власти страны ведут грамотную политику — с расстановкой приоритетов и без создания ажиотажа. Например, правительство России придерживается четкой, внятной стратегии: жители должны знать, с чем мы столкнулись, какие трудности испытываем и какие выходы ищем.
— То есть уповать на царя-батюшку?
— То есть быть уверенными в завтрашнем дне и собственном руководстве и государстве. Тем более основания для этого есть. Наша страна обладает богатыми ресурсами и поставляет энергоносители другим странам. Даже при падении цен на нефть их экономика не сможет долго быть в рецессии и начнет расти. А это, в свою очередь, вызовет подорожание «черного золота» и станет подспорьем для России. Сейчас финансовые специалисты разрабатывают антикризисные планы. По словам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, идет корректировка бюджета под курс доллара. При этом «резервная подушка» достаточно большая… Перенос «южного потока», встречи с руководителями российских регионов и главами зарубежных стран (в частности, заключение договоров о сотрудничестве с Китаем, Индией, Турцией), увеличение материнского капитала, пропаганда здорового и культурного образа жизни, строительство социальных объектов и спортивных сооружений (благодаря чему люди стали больше заниматься спортом и посещать культурные учреждения). Такая грамотная политика обеспечивает высокое доверие к властям со стороны жителей и служит для них лучшей социотерапией, избавляя от социофобий.
— Можно ли сказать то же самое о политике, которую проводят власти Бурятии?
— Тут нужно учитывать территориальные особенности. Наш регион — северный. Здесь не собирается несколько урожаев в год, зато развивается животноводство. А еще возводятся жилые дома, появляется различный транспорт, открываются школы, детсады и магазины... Поэтому говорить, что мы «катимся назад», неправильно. Однако уровень жизни не уступает ее стоимости. К тому же Бурятия — это не Греция. Из-за сурового климата ее жителям приходится покупать теплую одежду и оплачивать тепло- и электроэнергию, тарифы на которую гораздо выше, чем в соседней Иркутской области. Но вопрос о том, как снизить их, пока не решен.
Говорить, что мы «катимся назад», неправильно. Однако уровень жизни не уступает ее стоимости…
— Некоторые граждане возмущены российским эмбарго. Что вы, как психотерапевт, можете прокомментировать по этому поводу?
— Недовольные найдутся всегда. Но нужно исходить из реальных представлений и понимать, что эмбарго было не проколом и не ошибкой, а ответом России на санкции Запада, нарушившие правила Всемирной торговой организации и лишившие государства экономической интеграции, то есть возможности обмениваться между собой продукцией. Кризис 2008 года, который произошел в США, «потянул» за собой и другие страны, включая нашу, где до этого выстраивалась четкая стратегия и наблюдалась стабильная ситуация. То есть имели место внешние факторы. Поэтому различные изменения финансовой обстановки в мире сравнимы со стихийным бедствием: можно обижаться на него, а можно бороться с ним. Но лучше всего — готовиться к нему.
— О роли властей в социотерапии мы упомянули, а вот о роли СМИ — нет. В чем же она должна заключаться?
— Газеты, Интернет и телевидение являются главными источниками, из которых люди получают информацию об обстановке в России и в мире — в том числе финансовой. Однако многие СМИ в погоне за сенсациями, рейтингами и продажами искажают реальность и создают ажиотаж, не задумываясь, что это может стать толчковым фактором и активировать невротические проявления. Но поскольку свобода слова закреплена в Конституции РФ, ограничивать ее никто не имеет права. И ответственность за сказанное остается на чести и совести журналистов.
— Сейчас многие люди, желая найти успокоение или узнать будущее, обращаются не к психологам, а к ясновидящим... Какая здесь подоплека?
— Мир многолик. Его населяют не только прагматики, которые читают финансовую аналитику, но и фаталисты, которые верят различным предсказаниям. И ничего зазорного здесь нет, поскольку люди, которые оказались в сложной ситуации, могут получить таким образом психологическую помощь. Ну а напоследок хочется отметить: в России мудрое грамотное руководство и умное трудолюбивое население. Вместе мы преодолеем все трудности, заживем счастливой жизнью, обретем душевную гармонию и наконец-то перестанем страдать социофобиями. По крайней мере, хочется в это верить.
— Спасибо за беседу!