Ведь впереди — церемонии перезахоронения останков, а также съемки фильма о Шандоре Петефи и установке ему памятника на территории Баргузина. Все подробности — в материале «МК».
От поэта до революционера
История гласит, что Александр Петрович (Шандор Петефи) родился 1 января 1823 года в Кишкереш в небогатой семье мелких землевладельцев. Его мать — словенка Мария Грузова (Груз), а отец — серб Стеван (Иштван) Петрович, торговавший скотом. Когда мальчику исполнился год, семейство переселилось в Кишкунфеледьхазу, которую он впоследствии считал родным городом.
По мере финансовых возможностей Стеван Петрович пытался дать своему сыну наилучшее образование, но разорился из-за катастрофического наводнения. Поэтому Александр оставил лицей в Банской Штьявнице и, не имея средств к существованию, в 1839 году поступил на службу в армейскую часть под Шопроном, откуда в 1841 году был уволен по болезни.
После этого работал актером, репетитором, писцом, переводчиком... И, наконец, накопил денег, чтобы продолжить обучение, и поступил в коллегиум в Папе, где встретился с лучшим другом — Мороком Йокаи…Уже в 1842 году вышло его первое стихотворение под именем «Александр Петрович» и первое произведение под именем «Шандор Петефи», а в 1844 году — первый сборник, изданный по настоятельной рекомендации Михая Верешмарти, который ознакомился с ранним творчеством молодого поэта. Реализм и романтизм, бунт против деспотизма австрийских Габсбургов и требование демократических преобразований — вот его основные черты («Дикий цветок», «Против королей»).
Поэт вместе с близким другом — писателем Яношем Аранем — предпринимал первые попытки сплотить национально-освободительное движение на родине. В 1846 году он создал организацию «Общество десяти», которая состояла из радикальной молодежи Пешта и изначально существовала для праведной борьбы за демократизацию литературы, в 1847 году возглавил организацию «Молодая Венгрия», а после женитьбы на Юлии Сендреи активизировал эту деятельность.
Смерть за свободу
В середине XIX века Шандор Петефи сыграл ключевую роль в разворачивании революционной борьбы на территории Австрийской империи. Когда началась Венгерская революция 1848-1849 годов, он наряду с Лайошем Кошутом стал руководителем демократического лагеря, а вместе с Яношем Ирини и Лайошем Кошутом — разработчиком основных требований авангарда революционной демократии под названием «12 пунктов». 13 марта 1848 года они были переданы австрийскому престолу, но отклонены королем Фердинандом V.
В итоге «Мартовская молодежь», куда входил и венгерский поэт, возглавила революционное восстание 15 марта 1848 в Буде и Пеште. Из кафетерия Петефи с небольшой группой своих последователей направился в университет, где собрал студентов, а затем — в типографию, где выпустил тиражом в несколько тысяч экземпляров «12 пунктов» и «Национальную песню» — произведение, призывавшее к провозглашению независимости. Воодушевившись ею, революционеры отправились в Буду и добились от наместничества принятия «12 пунктов», отмены цензуры и освобождения Михая Танчича — одного из руководителей революционного движения.
Впоследствии Шандор Петефи использовал свои ораторские способности для борьбы за создание независимой демократической Республики Венгрии («К нации», «На виселицу королей»). Популярный в городах и селах, но «проваленный» дворянством и чиновничеством на выборах в Национальное собрание Венгрии, он сам встал на защиту родины от врагов.
С сентября 1848 года — солдат революционной армии Гонвед, а с января 1849 — адъютант талантливого военачальника Юзефа Бема, который командовал венгерскими войсками в Трансильвании... Шандор не только участвовал в военных действиях, но и писал боевые песни, поднимавшие дух солдат. Именно тогда появились «Ужаснейшие времена», «Жизнь и смерть» и, конечно, «Апостол». Главный герой этой поэмы отдает жизнь за освобождение простого народа.
Впрочем, как и национальный герой Венгрии. По одной версии, он погиб 31 июля 1849 года в битве при Шегешваре (Сигишоаре), а по другой — умер в ссылке в Сибири. И если первая основана на записи, сделанной в дневнике русского полевого врача, то вторая — на вещдоках, найденных в Баргузине некоторыми упорными исследователями. О ней, собственно, и пойдет речь ниже.
Значение творчества и деятельности Шандора Петефи — патриота, литератора, общественника и революционера — трудно переоценить. Его именем названы объекты во многих городах Венгрии, Трансильвании и Южной Словакии — например, мост, музей и библиотека в Будапеште, центральная площадь в Ужгороде и, главное, мемориальный дом-музей в Кишкереше. Здесь есть «парк скульптур», открытый 26 июля 1985 года и содержащий 14 портретов крупнейших поэтов разных стран, которые переводили его (включая Льва Мартынова). Шандор Петефи для венгерской литературы значит то же, что Адам Мицкевич для польской, Янка Купала для белорусской или Александр Пушкин для русской.
Останки венгерского поэта Шандора Петефи.
Руководитель национальной комиссии «Петефи» Ференц Морваи.
Опальный поэт
Вторую версию подтверждает историческая справка о пребывании Шандора Петефи в Сибири, составленная кандидатом исторических наук Алексеем Тиваненко и епископом ассоциации христианских церквей «Союз христиан» по СФО Виктором Колмыниным. Согласно ей, протоколы Австрийского правительства от 15 октября 1849 года содержат просьбу к Российскому правительству о депортации участников национального восстания в Сибирь или на Камчатку, откуда они не могли бы вернуться на родину.
Далее. В государственном архиве России (бумаги генерала Юзефа Бема) есть список 1500 венгерских военнопленных, эпатированных через Черновцы в Россию, а в государственных архивах Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края — переписка царского правительства с губернскими властями о прибытии этих военнопленных на поселение, а также переписка губернских властей с волостными правлениями о местах их размещения (включая Баргузин). И это — лишь некоторые факты, приведенные в исторической справке…
...В 1983 году закарпатский литературовед Василий Пагиря увидел статью Чика Йожефа Мадьяра «Отрабатывается версия о пребывании Шандора Петефи в сибирском плену» из газеты «Мадьярорсаг». Она сообщала о том, что венгерский военнопленный Ференц Швигель, попавший в русский плен в первую мировую войну, обнаружил в Забайкалье могилу с надписью «Александр Степанович Петрович, венгерский майор и поэт, умер в Иллсунске — Азия — в 1856 году, май месяц». Материал даже приводил фотографию креста и текст стихотворения Петефи с его автографом от 1853 года.
В 1984 году Василий Пагиря опубликовал в иркутском журнале «Сибирь» собственную статью «Правда или легенда о Шандоре Петефи?». Она вызвала огромный интерес бурятских краеведов и венгерских исследователей. Но поскольку в 1939 году Баргузинский архив полностью сгорел, изучение этого вопроса значительно осложнилось.
В поисках истины
Поэтому сведения о пребывании Шандора Петефи в Сибири основаны на книге писателя Армандо Люциферо, опубликованной в 1999 году по рукописи самого поэта (она была привезена в Венгрию одним из его соузников), а также на записях ученых Лазаря Элиасова и Александра Гуревича, сделанных в 1924-1936 годах по воспоминаниям местных жителей.
Например, брат и сестра Мороковы знали Петефи как вождя Венгерской революции 1848-1849 годов, который был ранен, брошен в общую могилу, но спасен русским солдатом и взят в плен (что соответствует воспоминаниям участников битвы при Шегешваре). Правда, знали не лично, а со слов Анны Кузнецовой — его гражданской жены, баргузинской женщины.
— В 1856 году она родила Шандору Петефи сына — Александра Кузнецова. Поэт не был православным, поэтому церковь не узаконила брак. А по законам того времени в подобных случаях детям давали фамилию матери, — рассказывает к.и.н. Алексей Тиваненко. — Дети Александра дали две ветви потомков — Кузнецовы и Евреиновы (вторые — от породнения с бурятами). У всех них есть единое убеждение о своем предке и характерные особенности физиологии (например, зуб-клык). А одна из потомков — курумканская бабушка — унаследовала поэтический дар и уже выпустила собственный сборник стихов.
...В 1989 году в Забайкалье прибыла международная антропологическая экспедиция из советских, венгерских и американских специалистов, снаряженная национальной комиссией «Петефи» под руководством Ференца Морваи. Старожилы Баргузина хорошо знали и точно показали ей место захоронения Шандора… Обнаруженный скелет соответствовал всем 27 антропологическим признакам революционера (хотя для подтверждения достаточно 3). Но научному триумфу помешала большая политика.
— Останки Петефи были найдены за 4 месяца до выборов президента Венгрии, — вспоминает Тиваненко. — И уже когда мы получили разрешение на их транспортировку, министр иностранных дел СССР позвонил председателю совета министров Бурятской АССР и сказал: «Сделайте все, чтобы в течение 4 месяцев останки в Венгрию не отправились и чтобы их принадлежность Шандору Петефи не подтвердилась». В противном случае на волне народной благодарности президентом Венгрии мог стать Ференц Морваи, который баллотировался на этот пост.
«Дело» передали в Москву. По истечении указанного срока «столичная» экспертиза вынесла неожиданный вердикт: обнаруженный в Баргузине скелет является... женским. Выяснилось, что она была сфальсифицирована в интересах академии наук и правительства Венгрии, а потому позже была отменена решениями президента ВНР и России. Виновные в подлоге понесли наказание. Однако новая экспертиза не состоялась из-за нежелания венгерских ученых и политиков «переписывать историю».
И все-таки он мужской!
Этот вопрос так и остался бы открытым, если бы за него не взялись дотошные ученые. Они инициировали ряд независимых экспертиз. В 2012 году Институт криминалистики чешской полиции провел суперпроекцию черепа венгерского поэта, а в 2014 году Институт судебной экспертизы министерства юстиции Китая сделал ДНК крови его «европейских» потомков. Первый доказал тождество с фотографиями Петефи, а второй — идентичность с родственниками Петефи по матери, живущими в Венгрии. Кстати, этот анализ «затмил» предыдущие экспертизы и показал невиданный результат — 99,9%.
Новые доказательства может дать ДНК матери и «баргузинских» потомков Шандора Петефи. Но на это требуется немало денег и времени. Пока же Ференц Морваи решил посетить Бурятию, поблагодарить ее власти и ученых (как и он с первых дней занимавшихся «вопросом Петефи» и помогавших его решению), а также предоставить акты экспертиз и сделать ряд предложений.
— Наша работа продолжалась 26 лет, наталкивалась на препятствия, но не останавливалась перед трудностями и, наконец, закончилась, — подчеркнул он. — Шандор Петефи — олицетворение свободы. А потому в торжественной церемонии перезахоронения, которая состоится 17 июля 2015 года на венгерском кладбище, примет участие венгерское правительство без телохранителей и, конечно, простой народ — на сегодня это около 11 тысяч человек. Кроме того, мы пригласим на нее несколько «баргузинских» потомков и бурятских ученых. Во время церемонии прозвучит оратория, написанная известными композиторами — авторами рок-оперы «Король Венгрии».
А ранее, 15 апреля 2015 года, в Будапеште пройдет научная конференция при участии членов Венгерской академии наук (к слову, не особо приветствовавшей вышеописанные исследования). Но на этом мероприятия, посвященные революционеру, не закончатся. В планах — установка вечного памятника Петефи на месте его захоронения в Баргузине и съемки документального фильма о Петефи на местах его жизни и деятельности — в том числе в Бурятии. Кстати, сценарий к нему будут писать те же, кто писал сценарий к «Списку Шиндлера». А, значит, наш регион еще не раз услышит о венгерском поэте, а наше страна и весь мир — о нашем регионе.
Воспоминание. Цырема Доржиева, праправнучка Шандора Петефи: «В детстве дед все время рассказывал мне такую историю. Когда его дедушка вместе со своим напарником пасли скот, к ним подъехали жандармы и спросили: «Вы не видели здесь беглых каторжников?». Те ответили: «Нет»... Жандармы попросили: «Сообщите, если они появятся» и уехали в лес. А вскоре из леса же вышел каторжник и подошел к пастухам — обросший, оборванный. Они достали нож и… срезали ему волосы, сняли его лохмотья, сожгли их, дали одежду (унты, шапку и дэгэл) и вручили кнут. Через некоторое время жандармы снова подъехали, увидели трех пастухов вместо двух, но ничего не заподозрили. Так этот человек остался у моего предка. По рассказам, он был заядлым охотником и рыбаком и погиб во время шторма на Байкале».
Ведь впереди — церемонии перезахоронения останков, а также съемки фильма о Шандоре Петефи и установке ему памятника на территории Баргузина. Все подробности — в материале «МК».
От поэта до революционера
История гласит, что Александр Петрович (Шандор Петефи) родился 1 января 1823 года в Кишкереш в небогатой семье мелких землевладельцев. Его мать — словенка Мария Грузова (Груз), а отец — серб Стеван (Иштван) Петрович, торговавший скотом. Когда мальчику исполнился год, семейство переселилось в Кишкунфеледьхазу, которую он впоследствии считал родным городом.
По мере финансовых возможностей Стеван Петрович пытался дать своему сыну наилучшее образование, но разорился из-за катастрофического наводнения. Поэтому Александр оставил лицей в Банской Штьявнице и, не имея средств к существованию, в 1839 году поступил на службу в армейскую часть под Шопроном, откуда в 1841 году был уволен по болезни.
После этого работал актером, репетитором, писцом, переводчиком... И, наконец, накопил денег, чтобы продолжить обучение, и поступил в коллегиум в Папе, где встретился с лучшим другом — Мороком Йокаи…Уже в 1842 году вышло его первое стихотворение под именем «Александр Петрович» и первое произведение под именем «Шандор Петефи», а в 1844 году — первый сборник, изданный по настоятельной рекомендации Михая Верешмарти, который ознакомился с ранним творчеством молодого поэта. Реализм и романтизм, бунт против деспотизма австрийских Габсбургов и требование демократических преобразований — вот его основные черты («Дикий цветок», «Против королей»).
Поэт вместе с близким другом — писателем Яношем Аранем — предпринимал первые попытки сплотить национально-освободительное движение на родине. В 1846 году он создал организацию «Общество десяти», которая состояла из радикальной молодежи Пешта и изначально существовала для праведной борьбы за демократизацию литературы, в 1847 году возглавил организацию «Молодая Венгрия», а после женитьбы на Юлии Сендреи активизировал эту деятельность.
Смерть за свободу
В середине XIX века Шандор Петефи сыграл ключевую роль в разворачивании революционной борьбы на территории Австрийской империи. Когда началась Венгерская революция 1848-1849 годов, он наряду с Лайошем Кошутом стал руководителем демократического лагеря, а вместе с Яношем Ирини и Лайошем Кошутом — разработчиком основных требований авангарда революционной демократии под названием «12 пунктов». 13 марта 1848 года они были переданы австрийскому престолу, но отклонены королем Фердинандом V.
В итоге «Мартовская молодежь», куда входил и венгерский поэт, возглавила революционное восстание 15 марта 1848 в Буде и Пеште. Из кафетерия Петефи с небольшой группой своих последователей направился в университет, где собрал студентов, а затем — в типографию, где выпустил тиражом в несколько тысяч экземпляров «12 пунктов» и «Национальную песню» — произведение, призывавшее к провозглашению независимости. Воодушевившись ею, революционеры отправились в Буду и добились от наместничества принятия «12 пунктов», отмены цензуры и освобождения Михая Танчича — одного из руководителей революционного движения.
Впоследствии Шандор Петефи использовал свои ораторские способности для борьбы за создание независимой демократической Республики Венгрии («К нации», «На виселицу королей»). Популярный в городах и селах, но «проваленный» дворянством и чиновничеством на выборах в Национальное собрание Венгрии, он сам встал на защиту родины от врагов.
С сентября 1848 года — солдат революционной армии Гонвед, а с января 1849 — адъютант талантливого военачальника Юзефа Бема, который командовал венгерскими войсками в Трансильвании... Шандор не только участвовал в военных действиях, но и писал боевые песни, поднимавшие дух солдат. Именно тогда появились «Ужаснейшие времена», «Жизнь и смерть» и, конечно, «Апостол». Главный герой этой поэмы отдает жизнь за освобождение простого народа.
Впрочем, как и национальный герой Венгрии. По одной версии, он погиб 31 июля 1849 года в битве при Шегешваре (Сигишоаре), а по другой — умер в ссылке в Сибири. И если первая основана на записи, сделанной в дневнике русского полевого врача, то вторая — на вещдоках, найденных в Баргузине некоторыми упорными исследователями. О ней, собственно, и пойдет речь ниже.
Опальный поэт
Вторую версию подтверждает историческая справка о пребывании Шандора Петефи в Сибири, составленная кандидатом исторических наук Алексеем Тиваненко и епископом ассоциации христианских церквей «Союз христиан» по СФО Виктором Колмыниным. Согласно ей, протоколы Австрийского правительства от 15 октября 1849 года содержат просьбу к Российскому правительству о депортации участников национального восстания в Сибирь или на Камчатку, откуда они не могли бы вернуться на родину.
Далее. В государственном архиве России (бумаги генерала Юзефа Бема) есть список 1500 венгерских военнопленных, эпатированных через Черновцы в Россию, а в государственных архивах Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края — переписка царского правительства с губернскими властями о прибытии этих военнопленных на поселение, а также переписка губернских властей с волостными правлениями о местах их размещения (включая Баргузин). И это — лишь некоторые факты, приведенные в исторической справке…
...В 1983 году закарпатский литературовед Василий Пагиря увидел статью Чика Йожефа Мадьяра «Отрабатывается версия о пребывании Шандора Петефи в сибирском плену» из газеты «Мадьярорсаг». Она сообщала о том, что венгерский военнопленный Ференц Швигель, попавший в русский плен в первую мировую войну, обнаружил в Забайкалье могилу с надписью «Александр Степанович Петрович, венгерский майор и поэт, умер в Иллсунске — Азия — в 1856 году, май месяц». Материал даже приводил фотографию креста и текст стихотворения Петефи с его автографом от 1853 года.
В 1984 году Василий Пагиря опубликовал в иркутском журнале «Сибирь» собственную статью «Правда или легенда о Шандоре Петефи?». Она вызвала огромный интерес бурятских краеведов и венгерских исследователей. Но поскольку в 1939 году Баргузинский архив полностью сгорел, изучение этого вопроса значительно осложнилось.
В поисках истины
Поэтому сведения о пребывании Шандора Петефи в Сибири основаны на книге писателя Армандо Люциферо, опубликованной в 1999 году по рукописи самого поэта (она была привезена в Венгрию одним из его соузников), а также на записях ученых Лазаря Элиасова и Александра Гуревича, сделанных в 1924-1936 годах по воспоминаниям местных жителей.
Например, брат и сестра Мороковы знали Петефи как вождя Венгерской революции 1848-1849 годов, который был ранен, брошен в общую могилу, но спасен русским солдатом и взят в плен (что соответствует воспоминаниям участников битвы при Шегешваре). Правда, знали не лично, а со слов Анны Кузнецовой — его гражданской жены, баргузинской женщины.
— В 1856 году она родила Шандору Петефи сына — Александра Кузнецова. Поэт не был православным, поэтому церковь не узаконила брак. А по законам того времени в подобных случаях детям давали фамилию матери, — рассказывает к.и.н. Алексей Тиваненко. — Дети Александра дали две ветви потомков — Кузнецовы и Евреиновы (вторые — от породнения с бурятами). У всех них есть единое убеждение о своем предке и характерные особенности физиологии (например, зуб-клык). А одна из потомков — курумканская бабушка — унаследовала поэтический дар и уже выпустила собственный сборник стихов.
...В 1989 году в Забайкалье прибыла международная антропологическая экспедиция из советских, венгерских и американских специалистов, снаряженная национальной комиссией «Петефи» под руководством Ференца Морваи. Старожилы Баргузина хорошо знали и точно показали ей место захоронения Шандора… Обнаруженный скелет соответствовал всем 27 антропологическим признакам революционера (хотя для подтверждения достаточно 3). Но научному триумфу помешала большая политика.
— Останки Петефи были найдены за 4 месяца до выборов президента Венгрии, — вспоминает Тиваненко. — И уже когда мы получили разрешение на их транспортировку, министр иностранных дел СССР позвонил председателю совета министров Бурятской АССР и сказал: «Сделайте все, чтобы в течение 4 месяцев останки в Венгрию не отправились и чтобы их принадлежность Шандору Петефи не подтвердилась». В противном случае на волне народной благодарности президентом Венгрии мог стать Ференц Морваи, который баллотировался на этот пост.
«Дело» передали в Москву. По истечении указанного срока «столичная» экспертиза вынесла неожиданный вердикт: обнаруженный в Баргузине скелет является... женским. Выяснилось, что она была сфальсифицирована в интересах академии наук и правительства Венгрии, а потому позже была отменена решениями президента ВНР и России. Виновные в подлоге понесли наказание. Однако новая экспертиза не состоялась из-за нежелания венгерских ученых и политиков «переписывать историю».
И все-таки он мужской!
Этот вопрос так и остался бы открытым, если бы за него не взялись дотошные ученые. Они инициировали ряд независимых экспертиз. В 2012 году Институт криминалистики чешской полиции провел суперпроекцию черепа венгерского поэта, а в 2014 году Институт судебной экспертизы министерства юстиции Китая сделал ДНК крови его «европейских» потомков. Первый доказал тождество с фотографиями Петефи, а второй — идентичность с родственниками Петефи по матери, живущими в Венгрии. Кстати, этот анализ «затмил» предыдущие экспертизы и показал невиданный результат — 99,9%.
Новые доказательства может дать ДНК матери и «баргузинских» потомков Шандора Петефи. Но на это требуется немало денег и времени. Пока же Ференц Морваи решил посетить Бурятию, поблагодарить ее власти и ученых (как и он с первых дней занимавшихся «вопросом Петефи» и помогавших его решению), а также предоставить акты экспертиз и сделать ряд предложений.
— Наша работа продолжалась 26 лет, наталкивалась на препятствия, но не останавливалась перед трудностями и, наконец, закончилась, — подчеркнул он. — Шандор Петефи — олицетворение свободы. А потому в торжественной церемонии перезахоронения, которая состоится 17 июля 2015 года на венгерском кладбище, примет участие венгерское правительство без телохранителей и, конечно, простой народ — на сегодня это около 11 тысяч человек. Кроме того, мы пригласим на нее несколько «баргузинских» потомков и бурятских ученых. Во время церемонии прозвучит оратория, написанная известными композиторами — авторами рок-оперы «Король Венгрии».
А ранее, 15 апреля 2015 года, в Будапеште пройдет научная конференция при участии членов Венгерской академии наук (к слову, не особо приветствовавшей вышеописанные исследования). Но на этом мероприятия, посвященные революционеру, не закончатся. В планах — установка вечного памятника Петефи на месте его захоронения в Баргузине и съемки документального фильма о Петефи на местах его жизни и деятельности — в том числе в Бурятии. Кстати, сценарий к нему будут писать те же, кто писал сценарий к «Списку Шиндлера». А, значит, наш регион еще не раз услышит о венгерском поэте, а наше страна и весь мир — о нашем регионе.
Воспоминание. Цырема Доржиева, праправнучка Шандора Петефи: «В детстве дед все время рассказывал мне такую историю. Когда его дедушка вместе со своим напарником пасли скот, к ним подъехали жандармы и спросили: «Вы не видели здесь беглых каторжников?». Те ответили: «Нет»... Жандармы попросили: «Сообщите, если они появятся» и уехали в лес. А вскоре из леса же вышел каторжник и подошел к пастухам — обросший, оборванный. Они достали нож и… срезали ему волосы, сняли его лохмотья, сожгли их, дали одежду (унты, шапку и дэгэл) и вручили кнут. Через некоторое время жандармы снова подъехали, увидели трех пастухов вместо двух, но ничего не заподозрили. Так этот человек остался у моего предка. По рассказам, он был заядлым охотником и рыбаком и погиб во время шторма на Байкале».