И он участник Великой Отечественной войны, который сражался на восточном фронте против японских милитаристов и вскоре отправится на главный парад России, посвященный 70-летию Великой Победы — между прочим, единственный от нашего региона. Накануне знаменательной даты и не менее знаменательного события корреспондент «МК» поговорил с бурятским фронтовиком и узнал о его боевом и жизненном пути.
…В уютной квартире Борис Хайкельевич принимает нас радушно. Угощает сладостями, усаживает на диван и начинает неторопливый и занимательный рассказ.
— Я родился в 1926 году. Окончил институт марксизма-ленинизма при Центральном комитете Коммунистической партии, 1,5 года отработал в отделе кадров во «Втормете» — организации, которая занималась сбором металлолома для металлургических заводов (например, Петровского завода Читинской области) — и пошел в армию. Мне тогда было 17 лет... До сих пор помню день отправки нас, новобранцев, на службу. Стоял декабрь. Уезжали со станции «Улан-Удэ». С запада на восток шли эшелоны и, провожая их, на вокзале играла музыка...
Дорогами войны
Берлович зашел в пассажирский вагон (конечно, не такой современный и комфортный, как сейчас) и залез на третью полку со своим мешком. И тут грянул марш «Прощание славянки» — да так, что за душу взяло! «Не знаю, сколько людей было в тот день на вокзале. Но все они плакали, провожая своих мужей и сыновей в армию. Я посмотрел в окошко, увидел, что моя мама тоже плачет, и сам заплакал. Мальчишка!» — с улыбкой вспоминает наш собеседник... Но уже через несколько месяцев из испуганных мальчиков новобранцы превратились в настоящих мужчин.
…Борис Берлович прослужил в армии семь лет — с 1943 по 1950 годы и участвовал в боях с японским империализмом с августа по сентябрь 1943 года. По его словам, только за этот период из нашего региона на восточный фронт было отправлено около 15 тысяч солдат. Юный паренек попал в Забайкальский военный округ в 710-й отдельный автотранспортный батальон автоналивных цистерн, который доставлял горюче-смазочные материалы и различные боеприпасы. Перевозили их на грузовых автомобилях ЗиС-5, а воду — на обычных быках... Всегда были в полной боевой готовности. И не зря.
— Один раз во время поездки, в период отдыха и «перекуса», на нас налетели японские самураи. Правда, снаряд попал не в нашу колонну, а рядом с ней. Но взрыв оглушил десятки солдат. Именно тогда я получил первую контузию, — говорит Борис Хайкельевич. — Многие говорят, что война — это ерунда. А я знаю, что Квантунская армия обладала большой мощью и насчитывала более миллиона человек... Японцы — своеобразный народ. Они — настоящие фанатики своего дела, которые просто так никогда не сдавались... Поэтому нам было крайне трудно продвигаться по пустыне Гоби и форсировать Хинганский хребет. Стояла жара, и под ногами горела земля — на нее даже невозможно было ступить.
По этому раскаленному аду и ехали колонны 710-го отдельного автотранспортного батальона в полном боевом снаряжении и, несмотря на нечеловеческие условия, выполняли свои задачи... Но иногда несли настоящие потери. Однажды они, как обычно, везли ГСМ на одном автомобиле и боеприпасы — на другом. И тут снова напали японцы. На сей раз снаряд угодил во вторую машину, не оставив от нее и следа. А взрыв имел такую силу, что Берлович получил вторую контузию и около 1,5 месяца не слышал вообще ничего. После разгрома японских милитаристов он служил в родном батальоне в Монгольской народной республике, а также на станции Песчанка и станции разъезда 78 Читинской области…
— День Победы запомнился навечно, — рассказывает ветеран. — Тогда я побрился впервые. В казарме стояло большое зеркало — трюмо, и товарищи дали мне острый нож, чтобы убрать усы и бороду... А вот еще один эпизод. В части была оборудованная на автомобиле ЗиС-5 мастерская. Ее водитель — мой земляк из деревни Кабанск по фамилии Собенников узнал о победе и начал стрелять из винтовки — да так, что салют получился! Мы услышали шум, выбежали на улицу и, узнав в чем дело, стали хлопать в ладоши от счастья...
Кстати:
Борис Берлович признается: во время войны служить было очень тяжело, а кушать — почти нечего: «Кормили неважно. Мы не наедались, но и не умирали». Однако вопреки голоду, лишениям и трудностям он выжил. И сейчас, будучи инвалидом II группы, имеет ленту «Дальневосточная победа», орден Отечественной войны II степени и 17 медалей — в том числе Жукова, «За победу над Японией», «За победу над Германией» и «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Вечно молодой
По словам нашего собеседника, в 1950 году он демобилизовался, снова устроился во «Втормет» и трудился там 50 лет. Начал свою деятельность рядовым инженером, а закончил заместителем генерального директора. Общий стаж работы в этой организации, учитывая 1,5 года до армии, составил 51,5 лет, а общий стаж работы за всю жизнь, учитывая 7 лет в армии, — 58,5 лет.
Сегодня редкий раз встретишь человека, отдавшего одному предприятию более полувека. Недаром у Бориса Берловича есть медаль «Ветеран труда». И жалко, что у Республики Бурятия больше нет организации «Втормет». Несколько лет назад ее продали Иркутской области.
— Я много раз звонил туда и каждый раз слышал: «У нас нет ветеранов труда и войны. Мы не оказываем таким людям никаких услуг». Между тем некоторые бывшие коллеги до сих пор обращаются ко мне как к бывшему бессменному председателю профсоюзного комитета (им Б.Б. был 20 лет. — Ред.) с просьбами: «Пришли открытку или поздравление!». Хорошо, что есть советы ветеранов Советского и Октябрьского районов, которые не забывают о нас и оказывают нам помощь.
…Берлович всю жизнь работал с разными людьми и состоял в общественных организациях и по сей день не оставляет эту деятельность. Вот уже 15-20 лет он по приглашениям посещает школы, училища, техникумы, университеты, проводит там беседы и прививает молодежи патриотизм. «Если бы я не занимался этим, то давно отгородился бы от жизни», — признается Борис Хайкельевич. Фронтовик 54 года прожил с женой и сейчас живет с внучкой — 39-летней Инной. Она и будет сопровождать его в Москву на парад Победы, который состоится 9 мая на Красной площади.
Борис Берлович — единственный ветеран от нашего региона, участвующий в этом мероприятии. Именно ему врачебная комиссия дала разрешение на полет в российскую столицу. «Я уже передал необходимые документы в совет ветеранов и министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. Отправляемся 7-го, а возвращаемся 10 мая».
Расходы на дорогу и пребывание в Москве берет на себя принимающая сторона. Герой нашей статьи не видел этот город уже десять лет и теперь ждет новой встречи, занимаясь делами и проводя время со своими родными, в том числе двумя внуками и двумя правнуками. А на груди тихо звенят награды, напоминая о военном лихолетье, армейской службе и, конечно, той самой музыке, с которой все и началось…