МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

Хроника первых полетов над Верхнеудинском

По воспоминаниям бывшего партизана Н.Соколова, первый самолет над городом летал 18 августа 1918 г.

Это, как сообщала «Бурят-Монгольская правда», был аэроплан белочехов, который разбрасывал листовки генерала Гайды с текстом: «Требую, чтобы Верхнеудинск сдался без боя. Комиссарам дарую жизнь. Всех «мелких» совработников — прощаю».

После освобождения 2 марта 1920 г. Верхнеудинска от белогвардейцев 26 сентября «с временного аэродрома, устроенного у реки Селенги, плавно взвились 4 аэроплана, разбрасывая прокламации к народу…». Уже после образования Бурят-Монгольской АССР наш город был выбран вначале как промежуточный пункт посадки трансконтинентальных перелетов, а затем как центр первого международного авиарейса СССР. В связи с этим 11 апреля 1925 г. «в Совнарком поступил срочный запрос от общества «Добролет», имеется ли в пределах 10-верстной полосы около Верхнеудинска площадка для спуска самолетов? Размер площадки должен быть 600 на 600 метров, а грунт ровный — без ям и бугров». Вскоре удобная площадка вблизи города была найдена, и 24 мая состоялся воскресник по строительству аэродрома. Он был построен за горой «Белая глина» по старочитинскому тракту, рядом с часовней «Споручница грешных» (ныне пр. Автомобилистов, район «Стрелки». — Авт.).

1 июля 1925 г. на построенном аэродроме приземлились два самолета. Еще 10 июня начался великий авиаперелет «Москва — Пекин — Шанхай» на 6 самолетах, из них 4 самолета Р-1 (революционный-первый, советского производства), руководитель экспедиции Исаак Павлович Шмидт (начальник политического секретариата ВВС РККА). Над Байкалом экспедиция разделилась — два самолета полетели в Улан-Батор, два вернулись в Иркутск, два самолета приземлились в Верхнеудинске.

Наше городское начальство проспало, поэтому никаких торжественных встреч первых в городе самолетов не было. Среди участников экспедиции был В.А.Шнейдеров (1900-1973), который вез с собой киноаппарат (впоследствии известный советский кинорежиссер, сценарист и оператор, первый ведущий телепередачи «Клуб кинопутешествий» (с 1960 по 1973 гг.). 4 июля самолеты вылетели из Верхнеудинска в Монголию (в июле 1926 г. на экранах Верхнеудинска демонстрировался документальный фильм Шнейдерова «Великий перелет» об авиаперелете «Москва — Пекин — Шанхай» (до сих пор эта кинопленка хранится в Российском госархиве кинофотодокументов).

Самолет Ю-23.

При перелете через Байкал потерпел крушение и упал на лед самолет Михаила Водопьянова, будущего Героя СССР, участвовавшего в спасении челюскинцев.

В середине декабря 1925 г. для изыскания воздушной трассы «Верхнеудинск — Улан-Батор» в город прибыли самолеты с пятью летчиками. Началась подготовка более усовершенствованной площадки. Не все было гладко, в районе Троицкосавска (ныне Кяхта) при исполнении служебного долга по изысканию воздушных путей погиб летчик Александр Сергеевич Петров. 3 февраля в Троицкосавске при массовом скоплении народа состоялись его похороны на местном кладбище.

Появление первых советских самолетов в нашем городе воодушевило молодых ребят и в феврале 1926 г. в Новониколаевскую (ныне г. Новосибирск) летную школу отправились верхнеудинцы — Редин и Гагарин (однофамилец космонавта). Гагарин работал милиционером 2-го отделения, и был комсомольцем, сообщала «Бурят-Монгольская правда».

8 июля 1926 г. в Улан-Баторе было заключено «соглашение между Российским добровольным воздушным флотом и министерством народного хозяйства МНР об открытии воздушного пассажирского сообщения между Верхнеудинском и столицей Монголии». А уже 14 июля состоялось открытие первой в СССР международной воздушной линии «Верхнеудинск — Улан-Батор» (линия считалась первым участком маршрута «Берлин — Москва — Пекин»). На аэродроме собралась толпа народа, которую не смогли сдержать оцеплением. К открытию линии общество «Добролет» предложило верхнеудинцам 200 бесплатных полетов над аэродромом, которые разыгрывались в лотерею.

План работы воздушной линии предполагал полеты из Верхнеудинска в Улан-Батор два раза в неделю на аппаратах типа «Юнкерс-13» с мотором BMW мощностью 185 л.с. Доставка пассажиров на аэродром, находившийся в 5 км от города, производилась на автомобилях. Весь авиаперелет был разбит на два этапа от Верхнеудинска до Улан-Батора. В Алтан-Булаке осуществлялся таможенный досмотр. Стоимость перелета до Улан-Батора составляла 150 руб., до Усть-Кяхты — 80 руб. Время полета — 3,5-4 часа, тогда как на автомобиле требовалось от 3 до 15 дней в зависимости от времени года и транспорта.

Начальником линии был Георгий Николаевич Волобуев, летчиками-первопроходцами международного направления — Виктор Львович Галышев (1892-1940), Семен Яковлевич Корф (1891-1970) и И.К.Поляков, бортмеханик Я.Савин («Правда Бурятии», 1982 г., 2 марта). Для помещения сотрудников «Добролета» были выбраны бывшие дачи купца Второва на Верхней Березовке. Само управление «Добролета» располагалось по ул. Ленина, 26, а ремонтные мастерские находились во дворе Дома крестьянина на ул. Юного Коммунара (ныне ул. Коммунистическая).

22 июля 1926 г. прошел первый пробный полет до Усть-Кяхты, который совершил летчик Галышев. В 6 часов утра самолет поднялся с аэродрома в Верхнеудинске и в 7 час. 30 мин. совершил посадку в Усть-Кяхте. 28 июля самолет вернулся из Улан-Батора.

Регулярные же полеты до Усть-Кяхты и Улан-Батора начались с 1 августа. Через год на аэродроме базировалось уже два самолета, которые назывались «Моссовет» (у него была 4-местная пассажирская кабина) и «Сибревком». В 1926 г. было перевезено 120 пассажиров, в 1927-м — 417, а в 1931 г. — 1080 пассажиров.

11 декабря 1927 г. начались изыскания маршрута авиалинии «Верхнеудинск — Иркутск», которые завершились успешно, и в конце декабря контора и мастерские «Добролета» переводятся в Иркутск. В Верхнеудинске остается один самолет для обслуживания авиалинии «Верхнеудинск — Улан-Батор».

21 марта 1928 г. в Верхнеудинск прилетели летчики из Читы, которые совершали пробный экскурсионный перелет «Чита — Верхнеудинск — Чита» Они провели над городом «фигурные полеты». Три аэроплана демонстрировали мертвые петли, штопор и другие движения. Взлетали с ледовой поверхности Селенги, но вновь приземлиться на реку не смогли из-за скопившейся толпы, пришлось приземляться на аэродроме.

Иногда самолеты привлекались и для других мероприятий. Так, при съемках фильма «Потомок Чингисхана» 26 мая 1928 г. в Боргойскую степь прилетел самолет, который привез фильм «Броненосец Потемкин». Вечером на киносеанс собралось около 1000 человек местного населения. 18 февраля 1929 г. перед выборами в горсовет над городом летал самолет «Добролета» с членами избиркома и разбрасывал листовки. Может поэтому средняя явка по городу составила 77,5%.

11 августа 1929 г. в 19 часов 20 минут над Верхнеудинском пролетел самолет «Страна Советов», совершающий перелет «Москва — Омск — Красноярск — Чита — Николаевск-на-Амуре — Нью-Йорк». Летчик С.А.Шестаков, пролетая над городом, снизился и сбросил почту, в которой сообщал о благополучном перелете. Однако позже самолет совершил вынужденную посадку под селом Сосново-Озерское, и перелет был прерван. Полет вновь возобновляется из Москвы на новом самолете с тем же названием и 31 августа «Страна Советов» совершил посадку в Верхнеудинске. В тот же день летчик Шестаков выступал с докладом о перелете в клубе Стеклозавода.

В феврале 1933 г. при перелете через Байкал потерпел крушение и упал на лед самолет Михаила Васильевича Водопьянова (1899-1980) — будущего Героя Советского Союза, участвовавшего в спасении челюскинцев в Арктике. Самолет упал в 5 км от ст. Мысовой, сам летчик был спасен местными жителями и вначале помещен в Мысовскую больницу, затем в Верхнеудинскую железнодорожную больницу (механик Серегин погиб при крушении). При аварии Водопьянов получил тяжелое ранение головы и перелом челюсти. В Верхнеудинске его лечил известный в республике врач Иван Иванович Алексеев.

4 февраля 1934 г. в Верхнеудинске, в здании бывшей синагоги, открылся республиканский аэроклуб. В нем учились будущие Герои Советского Союза П.Т.Харитонов и В.П.Михалев. С 1934 г. по 1940 г. аэроклуб подготовил около 300 летчиков. В том же 1934 г. на базе управления Бурят-Монгольской воздушной линии появляется транспортное летное подразделение. Оно насчитывало несколько самолетов, был построен небольшой аэропорт возле Кяхтинского тракта. Аэропорт имел вокзал, авиамастерскую, общежитие, аэродромную службу. На базе этого аэропорта впоследствии выросло Улан-Удэнское авиапредприятие.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах