Закон, вступающий в силу со следующего года, состоит из 13 статей, прописывает полномочия ответственных лиц и разные мероприятия.
Как и положено в канун принятия закона, по этому поводу не упустили случая выступить практически все представители парламентских фракций, общественные деятели и работники министерства культуры Бурятии, думающие над вопросами патриотизма в отдельно взятом регионе. По иронии судьбы в это же самое время очередной сезон театра бурятской драмы открылся спектаклем по пьесе Басаа «Үнгэрһэн сагай һэбшээн» («Ветер минувших времен»), прямо противоречащим не только принятому в Бурятии закону о патриотизме, но и всему, о чем постоянно говорится на площади Советов.
В то самое время, как перед головой Ленина в открытом доступе стоят стенды с фотографиями, рассказывающие о первом генерале из бурят Илье Балдынове и поражении японцев во второй мировой войне, в то время как на бывшем кинотеатре «Прогресс» патриотично вывешен лозунг «1941-1945 гг., я верю, я горжусь!», буквально в 500 метрах на сцене государственного бурятского театра драмы второй год подряд идет спектакль «Ветер минувших времен», провозглашающий того, с кем собственно воевали в 1941-1945 гг. советские воины, в том числе наши земляки.
Герой пьесы «Ветер минувших времен» — переметнувшийся в годы Великой Отечественной войны на сторону врага бывший учитель Уржин Гармаев, дослужившийся до чина японского генерала Квантунской армии, разрабатывавший спецоперации против советских разведчиков, расстреливавший русских, бурят, монголов, а после 9 мая 1945 года добровольно сдавшийся в руки чекистов. Не беремся оценивать игру актеров и режиссеров Жамбаловых, не об этом речь. Речь об идеологии спектакля, который в положительном ракурсе показывает образ Уржина Гармаева, совершенно сознательно вставшего в годы второй мировой под знамена японского императора и проливавшего кровь советских солдат совсем не за бурятский народ, как старательно пытаются показать в спектакле его авторы. Если бы Уржин Гармаев и те, на кого он работал, победили в 1945 году, никакой страны под названием СССР и Республики Бурятия, в частности, не было бы. Не было бы театра бурятской драмы, именитых бурятских актеров, гордящихся ныне своей родиной. Ужас нашего времени заключается в том, что в год 70-летия Великой Победы, после «Бессмертного полка» и километров художественных фильмов про войну, историю Великой Отечественной войны в Республике Бурятия предпочли переписать на свой лад.
Сидящий рядом со мной в полупустом зале мальчик Александр на вопрос: положительный или отрицательный герой Уржин Гармаев и понравился ли ему этот герой, уверенно сказал, что да, Уржин — герой положительный, и он ему понравился, потому что помогал бедным и все время улыбался со сцены, даже когда его вели на расстрел. При этом выяснилось, что прадедушка Александра воевал на том самом Восточном фронте как раз против Уржина Гармаева. И если бы Уржин Гармаев убил прадедушку Александра, то прадедушка не родил бы сына, тот своего сына, а тот Александра и сегодня Александра просто не было бы.
Если школьник Александр только учит историю России на уроках, то те, кто пришел 3 октября на спектакль «Ветер минувших времен», в большинстве своем были люди пожилые. Парадокс, что именно эти люди, чьи отцы и деды 70 лет назад отмечали Великую Победу над милитаристской Японией и над Уржином Гармаевым, сегодня стояли и аплодировали этому самому Уржину Гармаеву. Между прочим, был на спектакле 3 октября и замминистра культуры Бурятии Николай Емонаков. Какое впечатление произвело сценическое действо на человека, неким образом отвечающего за патриотизм в республике, неизвестно. Зато известны слова Николая Емонакова, сказанные на том самом «круглом столе», посвященном закону о патриотизме: «Нам важно, следуя патриотическому воспитанию, взрастить достойных граждан России, которые любят и уважают культуру, историческое прошлое своей страны. Исходя из этой цели, перед нами стоят особенно важные задачи: не допустить искажения истории, не допустить неофашизм и другие радикальные явления. Все мероприятия, организованные министерством культуры, и вся наша деятельность направлены на поддержание патриотического воспитания».
Как министерство культуры Бурятии, финансирующее Бурятский драмтеатр и соответственно отвечающее за содержание его спектаклей, на самом деле работает над патриотическим воспитанием и противодействует неофашизму, мы убедились.