Однако при знакомстве с расчетами, которые обосновывают необходимость повышения цены, не оставляет стойкое ощущение: трамвай гибнет и никакое повышение цен его не спасет. Красноречивую картину дают о проблеме цифры. В среднем износ вагонов составил 82 процента. Из 58 трамваев 34 в работе более четверти века при нормативном сроке эксплуатации трамвая 16 лет. При этом самые новые 20 вагонов были закуплены и поставлены на рельсы еще до 2008 года.
Износ трамвайных путей близок к 100 процентам. Протяженность рельс в Улан-Удэ составляет 56 километров, из них 22 километра в аварийном состоянии, капитальный ремонт не проводился уже 20 лет. Особенно сложная ситуация на улице Терешковой. Советское наследие нам досталось неплохое, раз до сих пор работает. Но и у него бывает предел, тот самый последний вздох, после которого — все! Что называется, шпалы сгнили.
Из года в год падают доходы от продаж билетов. Причина проста — все меньше людей предпочитают трамвай. Так, если в первом полугодии 2014 года услугами трамвая воспользовалось пять с половиной миллионов пассажиров, то в первом полугодии этого года — уже на полмиллиона меньше. То есть трамвай потерял 10 процентов живых денег.
В результате расходы растут, а доходы падают. И для того, чтобы трамвай продолжал работать, по мнению мэрии, нужно повысить цены на проезд. Как минимум на рубль, а из бюджета Улан-Удэ выделить как минимум 120 миллионов рублей.
В этой ситуации больше всего тревожит философия чиновников. Они устало констатируют, что все плохо. Но выхода из ситуации не ищут, ведь даже повышение на 1 рубль проблему не решит, поскольку себестоимость одной поездки в трамвае составляет (с учетом капитальных вложений) 75 рублей. А мы говорим про 15.
С таким подходом бюджет Улан-Удэ каждый год будет выделять на трамвай все больше и больше. А ситуация будет все хуже и хуже. Ни о каком развитии не идет и речи. Наверное, так удобнее. Не факт, что те чиновники, которые сегодня принимают решения, будут работать на этих же местах через пять лет. Когда трамваи, если сегодня не исправлять ситуацию, окончательно встанут.
На конкретные вопросы о развитии трамвая чиновники не могут дать ответ. Когда появится бесплатный вай-фай, чтобы сделать поездки в трамвае более популярными у молодежи? В каком году будут введены электронные билеты? Когда появятся теплые остановки? Понятно, что для этого всего нужны деньги. Но прежде всего — желание что-то изменить. А в потухших глазах видно только одно желание — плыть по течению. Но это течение ведет в тупик. И он уже виден.
Уже год предлагаю мэрии понизить цены на трамвай до 7 рублей. Смысл простой: сегодня главная проблема трамвая — низкая загрузка. В часы пик они заполнены процентов на 70-80. В остальное время курсируют по городу полупустыми, как бляшки, занимая много места на узких транспортных артериях. Мы возим воздух. В буквальном смысле.
С каждым годом поток пассажиров падает, соответственно, растет себестоимость одной поездки. Сейчас она уже выше 70 рублей на пассажира. А завтра будет 100 и так далее. Это означает только одно — нужно сделать поездки в трамвае более популярными. Увеличить число пассажиров в 2-3 раза. А для этого нужно значительно снизить цену, чтобы пассажирам было выгоднее ездить в трамваях, а не в маршрутках, где цена за проезд в 2016 году может составить 20 рублей. Делать трамваи более комфортными, покупать теплые низкопольные трамваи, удобные для людей старших возрастов. Оснащать бесплатным устойчивым вай-фаем. Чтобы студенты могли ехать из кварталов на учебу в центр и спокойно сидеть в социальных сетях. А значит, деньги вкладывать не на поддержание на плаву предприятия, а в развитие трамвая.
Конечно, это рискованно. К примеру, подобный эксперимент в Петрозаводске провалился. Хотя не по экономическим причинам, а по политическим. Но в Улан-Удэ другого пути, похоже, все равно нет. Если двигаться по инерции, как это происходит сегодня, в ближайшие годы Улан-Удэ лишится своего электрического транспорта. Но тогда уже точно никаких денег не хватит, чтобы вернуть его горожанам.