А как славно, помнится, начиналось! После разрезания красной ленточки в заоблачной выси разнесся мелодичный голос: «Уважаемые пассажиры, начинается посадка на маршрут! Просим пройти на посадочную площадку…».
На двух этажах вокзала «Северный» на проспекте Автомобилистов разместились кафе, комнаты отдыха, камеры хранения и зал ожидания. Позаботились даже о маломобильных группах населения — развесили соответствующие таблички. В будущем, заверили устроители, планируется внедрение системы «Глонасс» не только здесь, но и на автовокзале «Южный», открытом месяцем ранее, той же зимней порой 2010-2011. Дабы все перевозки были под контролем.
Да, система «Глонасс» пришлась бы кстати. Потому что спустя пять лет меня попросили встретить гостя из Улан-Батора. С их слов я знал, что автобус «Blue bird» прибывает в Улан-Удэ не раньше 17.30. Дело осложнялось тем, что гость абсолютно не говорил по-русски, и российским мобильным оператором заранее не озаботился. И темнеет рано. Исходя из этого я возник на старом автовокзале, что на берегу Селенги, ставший вдруг «Южным», в пять вечера.
И испытал шок. Кассирша огорошила, заявив, что улан-баторский рейс уже 20 минут как прибыл. В панике я выбежал, но никого, кроме бомжей на скамейках, не обнаружил. Кассирша выбежала следом за мной и сообщила, что спутала (!) монгольский автобус с рейсом из курорта Аршан. Оба большие и синие.
На вопрос, когда прибудет искомый рейс, дама недоуменно пожала плечами: автобус из сопредельной страны могут задержать в пограничном пункте на час-два, откуда им знать? А как же «Глонасс», хотел спросить я, но кассиршу отвлекли вопросом, когда приедет автобус из Мухоршибири. Потом ее взяли в кольцо другие пассажиры. Что же, она так и будет работать ходячей справочной?
И тут я вспомнил, что на старом, советских лет, автовокзале было принято объявлять прибытие и задержку «пазиков» по громкой связи. Въехав в прежнее здание, новые хозяева отдали половину площади вездесущим бутикам. И стал вокзал для «своих»…
А услуги для пассажиров — по остаточному принципу. В итоге зал ожидания сузился до скамейки перед кассой, стенд расписания — до листков формата А4, камеры хранения — до окошка, комнат отдыха нет вообще, туалет платный, но выглядит как бесплатный, а кафе, оно вообще зачем? Зачем «культур-мультур», если есть за углом «Шашлык-Машлык»? Короче, вписались в рынок.
Эти закусочные, облепившие грязную вокзальную площадку, я и начал посещать, ибо замерз. За чашкой горячего чая, глядя в окно, я контролировал подлет большой «синей птицы». Но тут стемнело, а площадка не освещалась, приходилось отрываться от чая. Идти греться на вокзал я не хотел, боясь пропустить автобус. Возник замкнутый круг. И так маялся не я один… Вдобавок изрядное количество чая вкупе с вечерним холодом заставило искать пятый угол. Уплатив 15 руб., я поразился ненавязчивости сервиса под вывеской «М/Ж» — грязи, тесноте, отсутствию бумаги и мыла.
Между тем ватерклозетам уделено особое внимание в новых требованиях минтранса РФ от 2015 года к содержанию автостанций. Убирать их должны каждые 3-4 часа и на каждые 250 пассажиров должна быть отдельная кабина. Автовокзал «Селенга» по своему классу обслуживает 1000 пассажиров в сутки, и кабинок должно быть 4. Кроме того, пункты общепита, комнату матери и ребенка, помещение отдыха водителей и т.д. И — внимание! — громкую связь и световые табло. Даже для автостанций низшего класса до 250 пассажиров/сутки обязателен здравпункт.
На самом деле автовокзал после закрытия «Северного» собрата и неполной загрузки «Южного» пропускает более 1000 чел. Даже путаница в его именовании — то «Селенга», то «Южный» — говорит о неопределенности статуса, получается, единственной автопристани столицы Бурятии. С помпой открывая новые и дорогие автовокзалы, в минтрансе РБ явно не просчитали крутые повороты рынка. В результате все «понты» вернулись в старенькое здание автовокзала, но на худшем витке. Да, автовокзал у судостроительного завода в советское время и эпоху реформ был куда уютней! Здесь имелись комнаты отдыха, матери и ребенка, здравпункт, буфет, просторный зал ожидания, кассы по направлениям, огромное информационное табло, громкая связь от диспетчера, проч. В свете требований минтранса, предъявляемых и к государственным, и частным автостанциям, вокзал «Селенга», он же «Южный», двигается по левой стороне автодороги.
Еще одно требование: на территории должны быть посты для уборки и осмотра автобусов. Для «Южного» я бы добавил посты уборки и осмотра нищих, бомжей и криминогенных личностей. Привокзальная площадь рябит от остатков пищи, банок, пакетов, стаканчиков…
…А моя «синяя птица» прилетела аж в 20.00, и все три часа я уворачивался от рук «маломобильных» попрошаек и предложений «сообразить на троих». Вокзал на троих. Вокзал для своих. Вокзал «Южный» — севернее некуда.