И, правда, что-то не так с Бурятией. У нашего руководства, за что ни возьмется, какие бы благие намерения ни преследовало, получается как всегда - наперекосяк.
Вот уже несколько месяцев республику будоражат слухи, что из Бурятии началось массовое бегство налогоплательщиков. А, значит, страдает бюджет республики. Налоговая инспекция сообщает, что с начала 2015 года снялось с якоря и ушло за пределы региона 71 предприятие. Много это или мало? А как посмотреть. С одной стороны, крупных бизнесменов у нас и так по пальцам пересчитать можно. Рядовой предприниматель из-за давления налоговой вряд ли будет покупать квартиру в Москве и перерегистрироваться там. Он просто закроется. Бывает, налоговая с проверками сидит в крупных компаниях по году. Парализует деятельность, вольно или невольно понуждая бизнес нести массу издержек. И если даже председатель комитета по бюджету Улан-Удэнского горсовета «увел» свой бизнес из Бурятии в Москву, то это означает одно — в Бурятии созданы невыносимые условия для предпринимателей.
Если из Бурятии бегут наши бизнесмены, то как можно ждать, что придут инвесторы из других регионов России или из-за рубежа? Для них сигнал очевиден — у нас так работает местная власть. Относительно комфортно себя чувствуют несколько компаний, особо «приближенных». Но они погоды не делают. На бизнесменов Бурятии выходят представители руководства других, более благополучных регионов с предложением переходить к ним. А там им готовы предоставить все условия для развития. Только платите налоги, создавайте рабочие места. Может, поэтому эти регионы и более развитые, что отношение там к бизнесменам не как к врагам народа, а как к людям, которые делают экономику — создают рабочие места, платят налоги, развивают инфраструктуру? Все эти продавцы, строители, сельхозпроизводители являются людьми, которые способны стать лидерами и двигать экономику вперед. Нужны только соответствующие условия для взаимного обогащения, ведь становясь богаче сами, они делают богаче других людей.
Двадцатый век запомнится нам беспрецедентным генетический отбором с отрицательным знаком, когда самые предприимчивые уничтожались если не физически, то морально. И эта политика продолжается до сих пор. Бегство самых предприимчивых и талантливых (не только бизнесменов) обрекает Бурятию на нищету и прозябание. Способность успешно заниматься бизнесом — это такой же уникальный талант, как способность писать гениальные стихи или создавать произведения искусства. Только бизнесменам не нужна поддержка. Им нужно просто не мешать. Но вместо реальной работы наше министерство промышленности и торговли отчитывается, что никто никуда не убегает, все здесь и все платят налоги. И бизнесмены вынуждены делать счастливый вид и говорить на камеры о том, как все хорошо у нас в Бурятии. А между тем глава республики уже активизировался. Выборы не объявлены, и когда они будут, неизвестно. Но такое ощущение, что кампания в самом разгаре. Наговицын буквально хлещет популистскими инициативами. То призывает к совместной разработке «Стратегии-2030», то анонсирует введение «народного бюджета», то предлагает внедрение выборов директоров школ и главных врачей больниц. Все подчинено избирательной кампании, борьбе за кресло. Но не за развитие. Кадровая политика — и та подчинена интересам выборов: стало известно, что вот-вот уйдет на пенсию министр экономики Татьяна Думнова. На ее место наверняка подберут того, кто способен, прежде всего, агитацией и пропагандой внушить уставшим от бесконечного кризиса жителям республики, что в Бурятии на самом деле все путем! Но рекламировать пустоту и бесмысленность — задача крайне непростая и требует особых талантов. Впрочем, на пути к переизбранию Наговицына будут ждать и еще несколько проблем. Цепная реакция. На фоне пропагандистской суеты развивается новый скандал. За мошенничество в особо крупном размере арестован Булат Сариев, и.о. начальника управления капитального строительства правительства Бурятии. Деньги на реализацию туристического проекта «Байкальский» шли по федеральной целевой программе, а значит, и внимание к расследованию будет особым. Этому предшествовал арест директора компании «Китой» Сергея Золотарева. Именно «Китой» работал на этом проекте. Затем в отставку ушел Андрей Самаринов, глава Тункинского района и владелец компании «Китой». А буквально месяц назад уволился Савелий Мотошкин, бывший начальник УКС. До конца года по этому делу ожидаем еще минимум два ареста. И если следствие не будет свернуто, то к весне его результаты могут быть самыми неожиданными. А Наговицын имеет все шансы войти в историю как глава, при котором истончилась промышленность, убежал местный бизнес, а коррупция вышла на невиданную ранее высоту.