Самобытная кухня, сохранившаяся традиционная культура, деревянное зодчество, уникальные музеи и памятники (чего стоит одна только голова Ленина), буддийские и православные храмы — все это притягивает в столицу Бурятии людей со всей России и мира. А что разочаровывает?
За ответом на этот вопрос мы обратились к представителю клуба экскурсоводов Улан-Удэ Наталии Мясниковой — осенью 2015 года она провела среди своих коллег анкетирование на данную тему. О недостатках местной индустрии гостеприимства глазами специалистов и приезжих – в топ-10 «МК».
Как правило, туристы отправляются на экскурсии утром, а возвращаются вечером. Из-за плотной программы они зачастую не успевают купить сувениры и надеются сделать это в городе. Но если весной и летом сувенирные лавки и магазины здесь работают до 20.30 — 21.00, то осенью и зимой — до 19.00 (за исключением разве что бутиков в аэропорту). Продавцы объясняют такой график отсутствием спроса и соображениями безопасности. Видимо, нужно срочно повышать первый и укреплять вторую. А еще — увеличивать количество пресловутых торговых точек. Ведь у нас их по пальцам можно сосчитать.
Место основания нашего города всегда интересует путешественников. Ведь экскурсии о жизни и истории Улан-Удэ и Бурятии начинаются именно отсюда. Но, увы, здесь постоянно скапливается мусор. Время от времени его убирают работники комбината по благоустройству, а по субботникам — сами экскурсоводы. Между тем и власти, и эксперты по туризму, и приезжие хотят видеть на Батарейной горе не кучи отходов, а музей истории города! И надеются, что все же удастся создать тут целый архитектурный ансамбль — видовую площадку, подходы и подъезды к ней, автостоянку, места массового отдыха и, возможно, даже памятник основателям.
Огромные автобусы для больших тургрупп не могут высадить своих туристов на площади Советов и возле государственной филармонии, так как просто-напросто не могут туда подъехать! А специализированную парковку под них здесь невозможно оборудовать потому, что из-за нехватки машиномест в центре города в часы пик ее будут заставлять другими транспортными средствами. И дорожный знак «Стоянка туристических автобусов» вряд ли смутит их, поскольку отсутствует в ПДД и может носить лишь рекомендательный характер. Для решения проблемы экскурсоводы предлагают использовать дорогу перед зданием мэрии, а сама мэрия — менее загруженную театральную площадь.
Кроме того, столице Бурятии не хватает туалетов, баков для мусора и заведений общепита (просторных столовых с оптимальными ценами, национальными блюдами из того же омуля и большим количеством посадочных мест). А еще — названий улиц и указателей объектов от аэропорта и железнодорожного вокзала к центру города на русском и английском. Поэтому многим путешественникам сложно сориентироваться. Но и уличные аншлаги, и навигационные знаки на вышеназванных языках, а также на бурятском обещают установить уже в 2016 году.
Радиорубка с музыкой и аудиорекламой на пешеходной части улицы Ленина (именуемой в народе Арбатом) тоже доставляет дискомфорт приезжим.
«Слишком громко!», «Зачем это вообще нужно?», «Нигде не видели такого!» — недоумевают они. Власти Улан-Удэ даже провели с собственником радиорубки воспитательную беседу по устранению аудиорекламы, а сейчас разрабатывают всевозможные предложения по ее запрету. Так что «промоушн» рискует накрыться медным тазом. Кстати, скользкая плитка и редкие деревья, не спасающие от летнего зноя, тоже не красят улан-удэнскую «пешеходку».
Историческая часть нашего города манит иногородних и иностранных гостей старинными зданиями и домиками, но никак не бытовыми отходами и маргинальными элементами. Туристов смущают мусор на Селенгинской набережной, вонь и свалки, бомжи и пьяницы в деревянной застройке на улицах Смолина, Советская и Линховоина и возле Гостиных рядов. «Клошары» докучают им и во время организованных экскурсий, и во время самостоятельных прогулок. Сотрудники МВД вроде следят за правопорядком, а специалисты комитета городского хозяйства и работники комбината по благоустройству — за чистотой в этих местах и на примыкающих улицах и во дворах. Но поскольку изложенные выше проблемы носят глубоко социальный характер, то требуют не только постоянного контроля, но и хороших инвестиций для своего решения.
Экскурсоводы и туристы фактически не имеют доступа к смотровым площадкам — в частности, у ДК ЛВРЗ и на «Сопке любви». Первая находится в запущенном состоянии и будет благоустраиваться к 350-летию Улан-Удэ в 2016 году. А вторая закрылась по личному распоряжению собственника территории и сейчас активно реконструируется. Когда завершатся строительные работы и ликвидируется строительный мусор — неизвестно. Но до этого момента здесь едва ли появятся любители панорам.
Местные театры привлекают всех приезжих, но, увы, не работают в летнее время. Между тем в Бурятском театре драмы туристы круглогодично могли бы смотреть на уникальный занавес из конского волоса, а в Бурятском театре оперы и балета — на красивейшие сценические костюмы. Сейчас их руководство думает над этими предложениями. Кроме того, властям Улан-Удэ стоило бы создать между вторым объектом и генеральным консульством Монголии единый архитектурный ансамбль вместо песчаного пустыря в самом центре Улан-Удэ и стихийной автопарковки. Но поскольку еще в 2012 году комитет по управлению имуществом отвел этот участок ООО «Гринвиль» под полуподземный торгово-развлекательный центр, оно и будет благоустраивать его согласно проекту.
Невозможно посетить Бурятию и не побывать на Байкале! Когда путешественники собираются на священное озеро, где холодно даже летом, то берут с собой много теплых вещей и набивают ими большие сумки. Между тем на железнодорожном вокзале Улан-Удэ отсутствует пандус или подъемник для багажа. Неудивительно, что иногородние и иностранные гости проклинают наш конкорс, особенно если поезд приходит на второй, третий или четвертый путь. К сожалению, работы по размещению лифтов и эскалаторов и по реконструкции здания самого вокзала планируются только в 2017 году.
Одна из двух вечных российских проблем не миновала и бурятскую столицу. В отдельных местах возле Арбата и площади Советов и между ними, а также возле Центрального рынка и Селенгинской набережной и по дороге к Иволгинскому дацану и этнографическому музею дороги оставляют желать лучшего и больше напоминают терку. По собственному признанию, во время пеших экскурсий многие туристы боятся вывихнуть ноги, а во время автобусных — откусить язык или получить сотрясение мозга. Власти Улан-Удэ, конечно, устраняют ямы и выбоины, но они снова появляются то там, то сям. Без серьезных финансовых вливаний здесь не обойтись, считают эксперты.
Недавно в одной телепередаче на местном канале Татьяна Думнова заявила, что возглавляемое ею министерство экономики Бурятии готовит памятку для туристов из других городов и стран (в частности, из Монголии) о том, как лучше ориентироваться в Улан-Удэ. Что же, похвальная инициатива! Но невольно вспоминается расхожая фраза «Претендуешь — соответствуй!». Городские экскурсоводы надеются, что муниципальные и региональные власти услышат, учтут и, главное, разрешат вышеописанные проблемы. И мы их в этом всецело поддерживаем.