Намек в названии организации прозрачен, они и есть — «Бурятия», значит, все остальные — «какая-то другая Бурятия». Может, так оно и есть!
Председателем новой общественной организации избран экс-мэр Улан-Удэ, что заставляет присмотреться к фигуре пенсионера внимательнее.
Мы помним трагедию библейских масштабов, которая разыгралась в мэрии Улан-Удэ. Когда прилежный ученик Геннадия Айдаева Александр Голков скинул его с политического Олимпа, Геннадий Айдаев бросил многозначительную фразу о «змее, пригретой на груди», и на некоторое время ушел в тень зализывать раны. Иногда его можно было видеть в городе — отдохнувшим, посвежевшим, постройневшим. Видимо, пенсионерская жизнь оказалась не столь плоха, но скучна. И Айдаев предпринял еще несколько попыток вернуться в политику. Сначала участвовал в выборах в Народный Хурал. Но возглавляемый им список партии «Гражданская платформа» не преодолел и пятипроцентный барьер. Затем попытался выдвинуться на довыборах в депутаты парламента по Кяхтинскому району, и снова неудачно. Теперь Геннадий Архипович возглавил общественное движение.
«МК» стали известны истинные причины и последствия отставки Айдаева. В свое время Геннадий Архипович «пробил» и доказал в Москве необходимость празднования в 2016 году юбилея Улан-Удэ. 350 лет с момента основания города — это серьезная дата. А что такое юбилеи? Это всегда хороший повод выбить из Москвы хорошие деньги на развитие.
И в 2010 году получил в Москве добро. Работа закипела. К лету 2012 года программа празднования юбилея города была подготовлена. Всего предполагалось потратить 14,5 миллиарда рублей. В программу вошли проекты по благоустройству, новые школы, детские сады, и главное — новый мост через Уду. Если бы Айдаеву удалось реализовать задуманное, Улан-Удэ бы преобразился, расцвел в буквальном смысле.
Как известно, столь крупные деньги даются под конкретного человека. Чтобы «потянуть» такой проект, нужны незаурядные организаторские способности. Но как раз к этому моменту между Вячеславом Наговицыным и Геннадием Айдаевым пробежала «черная кошка». И даже не одна. Дважды Наговицын предлагал Айдаеву, чтобы в освоении юбилейных денег приняли участие томские фирмы. Айдаев отказал, предпочтя загрузить работой «Мостоотряд-34». «Мостоотряд» — местная организация, как на ладони, где живут, там и работают, здесь и налоги платят. В их пользу говорили опыт и практика. А томичи пришли и ушли и как потом заставить их доделывать то, что было недоделано? Как работают пришлые фирмы, горожане знают по печально известному примеру укладки асфальта в районе «Химчистки».
По слухам, перед Наговицыным встал главный вопрос — если Айдаев смог пробить 14 миллиардов на юбилей города, то и «освоить» тоже сможет сам. Возможно, тогда и созрел план отправить Айдаева на пенсию. Осталось найти исполнителя. Так на глаза Наговицыну попался честолюбивый Голков... В общем, все сошлось: Наговицыну хотелось принять участие в подготовке юбилейных мероприятий и постоять под благотворным дождем юбилейных пряников. А Голкову — выйти из тени Айдаева. И порулить самому.
Однако то, что смог сделать Айдаев (пробить деньги), довести до конца Наговицын уже не смог. Проблемы начались почти сразу после ухода экс-мэра. Выяснилось, что у Голкова и Наговицына нет достаточных связей и способности найти деньги в Москве, а тем более оттуда их вытянуть. Об этом говорят многие вещи. Ну, например, тот факт, что председателем комиссии по юбилею города стал не Алексей Кудрин, министр финансов России, как это было в случае с юбилеем Бурятии (спасибо Виталию Малкину, сенатору от Бурятии), а никому неизвестный замминистра строительства, фамилию которого сейчас и не припомнить.
И самое главное, не удалось вовремя и качественно подготовить проектно-сметную документацию. Хотя на нее было потрачено, по разным оценкам, более 200 миллионов рублей. Соответственно, в столице выделение таких денег обосновать не смогли. Никто не даст деньги из бюджета без качественной проектно-сметной документации. В результате от 14 миллиардов город к юбилею получит в лучшем случае 350 миллионов. Символично: сколько лет, столько и денег. Но это меньше пяти процентов от изначально заявленного. А может, не будет и этих денег. И даже на кризис нельзя сослаться. Никакой кризис не смог бы так сильно уменьшить бюджет праздника, как неспособность наших чиновников проводить организационную работу.
Чем закончился этот поучительный роман со змеей, мы знаем. Айдаева «ушли». И сегодня секрет политической непотопляемости Голкова уже ни для кого не секрет. Он держится на трех китах: дружеские отношения с главой местного СКР Вячеслава Сухорукова, поддержка со стороны большинства депутатов городского совета и главы Бурятии. Возможно, поэтому в отношении мэрии мы не видим уголовных дел. Депутаты тоже предпочитают не замечать некоторых странностей мэра города, если их упорно не замечают ни следственные органы, ни сам Вячеслав Наговицын. Показательна в связи с этим реакция главы на конфликт мэра с федеральными журналистами. Тогда Вячеслав Наговицын предпочел перевести стрелки на горсовет, демонстрируя поведение не главы, который отвечает за происходящее в республике, а случайного прохожего.
Вот и получается, что «сотрудничество» Наговицына и Голкова, а конкретно честолюбие мэра обошлось нам дорого. Не увидит теперь долгие годы Улан-Удэ ни нового моста, ни новых детских садов и школ. Когда еще будет такой повод выбить деньги у Москвы?.. В общем, во всем виноват Айдаев. И оставленное нам им наследство…