Его можно было видеть вместе с представителями ОНФ, приезжающими в Бурятию по тревожным сигналам с мест, на сессиях городского совета, решающего повседневные вопросы жизнедеятельности большого города. В судах, отстаивающим права детей на дополнительное образование. На федеральных форумах «фронтовиков»... Сегодня мы решили подвести с Николаем Будуевым итоги уходящего года.
— Николай, вас не очень любят в мэрии, и даже ваши коллеги по депутатскому цеху. Буквально накануне за закрытыми дверями они пытались разобрать ваше поведение. Что это было?
— Полагаю, что горожане имеют право знать, о чем состоялся у нас разговор за «закрытыми дверями». На встрече прозвучало два типа претензий ко мне. Первый был связан с личными обидами, которые я будто бы нанес депутатам. Так, например, депутат Тулонов обиделся за то, что я не поздоровался с ним перед сессией. Не понравилось и то, что я иногда называю депутатов по фамилии, а горсовет — «междусобойчиком». Хотя, на мой взгляд, городской совет превращается в орган, где депутаты лоббируют какие-то свои вопросы. Меня обвинили в том, что я не люблю людей, что вообще трудно комментировать. Я люблю людей. Я люблю Улан-Удэ. И поэтому не люблю тех, кто наносит вред городу и горожанам. Депутат Пахомова обвинила меня в том, что я плохо воспитан. Да, я из простой семьи и вырос на рабочей окраине. Но, поверьте, меня учили хорошие учителя. Учили справедливости, учили быть патриотом и не бояться зла. Именно этими принципами руководствуюсь в своей работе. Именно поэтому я вступил в ОНФ.
— А второй тип претензий?
— От меня в ультимативной форме потребовали перестать критиковать горсовет и мэрию. Конечно, я могу перестать критиковать горсовет, мэра и депутатов. Но только в одном случае – если они перестанут давать поводы для критики.
— Как бы вы оценили политические итоги уходящего года?
— Бурятия вступила в полноценный политический кризис. Он был спровоцирован двумя причинами. Ошибками кадровой политики Наговицына, которые показали обществу степень морального разложения власти и привели к дестабилизации ситуации в отдельных сферах. Здесь можно перечислять целый ряд неудачных кадровых назначений. После выборов главой Тунки Андрея Самаринова район на протяжении нескольких лет сотрясают скандалы. И никто не мог ничего сделать. Только после того, как общественник Аркадий Зарубин привлек к проблеме внимание ОНФ, ситуация понемногу начала выправляться.
С избранием мэром Александра Голкова скандалы регулярно сотрясают и Улан-Удэ. Вспомним историю с его ненормально высокой зарплатой и премией, вспомним, как депутаты горсовета, одновременно сокращая расходы на социальную сферу, резали, вводили должность еще одного зама. Под занавес уходящего года в приемной мэра было применено физическое давление на съемочную группу федерального телеканала «Россия 24». Этот скандал свел на нет многолетние усилия Наговицына по построению позитивного имиджа Бурятии.
Фактически на грани провала оказалась программа переселения из ветхого и аварийного жилья. Дома строятся некачественно и не в срок. Люди, переселенные в них, мучаются от холода и недоделок. В Наушках дом вообще рухнул. Однако уволенный за это министр строительства был назначен осуществлять строительный надзор. Нарочно не придумаешь! Таких примеров неэффективной кадровой политики можно приводить множество. И недовольство ею зрело давно.
В публичную плоскость протест вышел с назначением заместителя министра образования Мошкина на должность ректора БГУ. Его докторская диссертация, по оценкам специалистов, является плагиатом. Мошкин привлек работать в вуз таких же плагиаторов.
— А второй причиной кризиса что стало?
— Проблемы в экономике Бурятии. Посмотрите, предприятия разваливаются, бизнес бежит из республики, безработица растет. Доходы населения резко упали. Причем ситуация была ясна еще пару лет назад. Но руководство региона не реагировало должным образом. Вспомните, сколько предприятий потеряла Бурятия за последние годы. И «Макбур», и «Амта», и «Байкалфарм». А это налоги и рабочие места. В Бурятии сейчас просто негде работать людям. Поэтому и уезжают самые квалифицированные, молодые и энергичные, способные адаптироваться. Покидают Бурятию тысячами. А кто приезжает на смену? У Бурятии из-за вымывания кадров резко упал потенциал развития. И если вдруг придет новое руководство, восстанавливать позиции будет крайне тяжело.
Перед Бурятией встал целый ряд проблем, на которые руководство республики толком ответить не смогло. Неэффективность власти показали летние пожары. Сгорели сотни тысяч гектаров леса, заповедники и заказники. На самом деле, мы живем теперь в другой Бурятии. Просто еще не осознали. Пожары потухли только из-за дождей в сентябре. Поэтому важнейшим направлением станет сохранение и восстановление леса.
— Почему же так происходит?
— Главная проблема Бурятии – аморальность нашей элиты. Она по большей части не думает о простом народе, оторвалась от него.
— Что бы вы назвали провалом года?
— Конечно же, провал подготовки к празднованию юбилея, 350-летия Улан-Удэ. В свое время Айдаев сумел договориться о выделении на празднование порядка 14,5 миллиарда рублей. Это и новые детские сады, и школы, и, самое главное, новый мост через Уду. Видимо, ради этих денег Айдаева отправили в отставку, чтобы освоить самим. Но Москва деньги выделяла под конкретного человека. И прежде чем получить такие средства из бюджета, нужно суметь обосновать, подготовить проектно-сметную документацию, на что потратили порядка 200 миллионов рублей. Как выяснилось, зря. Качество ее оказалось недостаточным. Новая команда этого не смогла. И под конец года стало ясно, что от обещанных миллиардов останутся крохи. И виноват в этом не кризис.
— А позитивные результаты года есть?
— Конечно, есть. В России системно созданы все условия, чтобы люди на местах могли воздействовать на власть. Осталось подпитать, заполнить эту систему живой энергией участия народа. Эта энергия начала просыпаться. Поэтому с большой надеждой смотрю на Общероссийский народный фронт, довольно громко заявивший о себе и в Бурятии. Его деятельность направлена в позитивное, созидательное русло. ОНФ проделал большую работу и вышел на качественно новый уровень. Стал инструментом, реально влияющим на нашу жизнь. И теперь простые люди знают, что это не нечто виртуальное, далекое от них, а неравнодушная организация, выражающая интересы граждан. Посмотрите на ситуацию в Наушках. По программе переселения из ветхого и аварийного жилья там строился дом на 40 квартир. Построили два этажа, начали возводить третий. И тут дом рухнул. Рухнул из-за низкого качества работ и несоблюдения технологий. Приезжаем туда с рабочей группой ОНФ. Разговариваем с руководством района. И те нам открыто говорят, сейчас мы тут полтора миллиона потратим, все восстановим и людей заселим, жить можно будет. Спрашиваю, а вы бы сами в этом доме жили? Нет ответа. Скорее всего, ситуация была бы такая: дом достроили бы, несмотря на все огрехи, людей бы туда заселили в добровольно-принудительном порядке, и через несколько лет он бы рухнул, учитывая качество строительства. И наверняка были бы жертвы. Вот честно, мы не знали что делать. Дело уголовное было возбуждено. Но проблема-то не решалась. Однако из Москвы приехал Николай Николаев, руководитель центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза», с командой. И как по мановению волшебной палочки проблема начала решаться. Деньги были найдены. Людей расселили по квартирам, выкупленным в Наушках. И до начала декабря все справили новоселье. Вроде бы все хорошо и можно забыть об этой истории. Но представим, что было бы, если бы не вмешательство московского ОНФ и лично Николая Николаева? Администрация бы заселила людей в некачественно построенный дом. Последствия были бы трагичными. Это, конечно, моя личная оценка, но полагаю, что этих людей в буквальном смысле спасли.
ОНФ в этом году показал в Бурятии свою эффективность. В конечном счете удалось не только решить проблему в Наушках, но и добиться отставки Самаринова, контролировать качество строящихся дорог и госзакупки. Голков так и не получил вожделенную премию, а в судах удалось доказать мэрии, что дети имеют право на детский сад, даже без «блата». Позитивную повестку дня в Бурятии сегодня формирует именно ОНФ. Но предстоит еще огромная работа по очищению местной власти от излишеств и скверны коррупции.
— Что бы вы назвали своими главными успехами?
— Несколько моментов. Удалось задать вопрос пре-зиденту России Владимиру Пу-тину на медиафоруме ОНФ в апреле. На самом-то деле вопрос был не конкретно о зарплате Голкова, а о нормировании расходов на содержание чиновников. Чтобы наконец стало ясно, сколько денег из бюджета можно тратить на содержание того или иного должностного лица. Тогда не будут возникать вопросы, как, например, с «домиком Наговицына». Будет прописано, имеет он право проживать в доме за 60 миллионов рублей, или ему достаточно служебной квартиры. Имеет ли право Голков на сверхзарплату и рост доходов за счет бюджета в два раза за два года или нет. А так у него месячная зарплата с начислениями выросла с 200 тысяч до 430 тысяч рублей. На фоне кризиса аморально. Этот же вопрос касается и многих чиновников.
Одной из острых проблем для Улан-Удэ является нехватка мест в детских садах. Мэрией не предпринимается достаточных усилий для ее решения. И в ряде случаев эта проблема создана искусственно. Выяснилось, что была создана такая схема: родители, которые хотели устроить ребенка в детский садик, обращались к определенным людям. Они за определенную сумму решали вопрос, «сдвигали» очередь в ущерб другим. Насколько я знаю, по отзывам молодых родителей, эта сумма колебалась от тридцати до ста тысяч рублей. Судебные процессы шли на протяжении полугода, нами было выиграно несколько исков в пользу детей, порядка 30 ребятишек было устроено в детские сады. Наконец, 23 декабря 2015 года нам удалось выиграть в Верховном суде Бурятии. Таким образом, сформировалась практика, подтвердившая нормы Конституции России. Полагаю, что это позволит нам преодолеть коррупционные схемы, созданные вокруг проблемы, и понудит мэрию более активно заниматься ее решением.
— Говорят, вы оторвались от округа, недостаточно активно на нем работаете.
— Это неправда. Один-два раза в неделю провожу прием. За 2015 год поступило 96 обращений граждан, из них 80 процентов были решены положительно. Нужно отметить, что значительная часть обращений идет от жителей, проживающих за пределами округа, от которого я избрался, в том числе и из районов. Но за год ко мне обратилось по тем или иным вопросам порядка 800 человек. Из наиболее важных моментов по округу отметил бы строительство хоккейной площадки на Жердева, 100, которая стала центром притяжения для молодежи квартала. Был отремонтирован асфальт придомовой территории по Жердева, 102. Там дом стоит в низине, вода стекает, и из подъезда невозможно было выйти, вся придомовая территория — одна сплошная лужа. Отремонтировали часть двора на Жердева, 140. Там была такая яма, что проехать можно было только на джипе. Более миллиона рублей пошло на освещение 42, 43, 44 кварталов на семи участках. Помимо этого оказывалась финансовая помощь в проведении спортивных соревнований. Например, среди молодежных (студенческих) любительских команд Улан-Удэ был проведен «Зимний кубок-2015». Всего в нем приняли участие 19 команд (от 16 до 23 лет), 190 человек. Также среди молодежных (студенческих) любительских команд Улан-Удэ был проведен отдельный кубок по футболу, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Весенний кубок-2015». В нем приняли участие 13 команд (от 15 до 23 лет), или 130 человек. Также при нашей поддержке проводились турниры по гиревому спорту среди студентов и школьников Улан-Удэ, соревнования по общей физической подготовке (кроссфит) среди школьников города, студентов и мужских коллективов, посвященные Дню Победы, и ряд других спортивных мероприятий.
В этом году я вошел в состав регионального штаба общероссийского движения «Народный фронт «За Россию», лидером которого является пре-зидент России Владимир Пу-тин. А также стал экспертом фонда поддержки независимых региональных и местных средств массовой информации «Правда и справедливость», созданного ОНФ.
— А что вы предполагаете делать в наступающем году?
— В ближайшее время мы будем создавать общественную организацию. Ее цель ясна — заставить местную власть учитывать интересы населения. Для этого нужна независимая экспертиза, оценка деятельности чиновников. Нужно перераспределять расходы бюджета от удовлетворения прихотей чиновников на нужды простых людей. Власть должна стать моральной, только тогда она станет эффективной.
Кризис — это временное явление. Поэтому жителям Бурятии хочу пожелать в 2016 году не только счастья и оптимизма, но и энергии и веры в то, что мы сможем изменить нашу жизнь к лучшему. И тогда у нас все получится.